• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Национальный проект "Образование" трещит по швам Министр финансов Кудрин не знает, как распределить добавку к зарплате учителям

Родная газета. 2006. № 4. 3 февраля

...Сначала, говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина, чиновникам вдруг вспомнилось, что полноценным классный руководитель считается, только если у него комплект - 25 человек в классе городской школы или 14 - в сельской. И только "укомплектованному", решили в Минобразования, положена "президентская" надбавка. Но, по оценкам экспертов, именно в сельских школах у классных руководителей часто встречается "некомплект". Хотя как раз сельскому учителю дополнительная тысяча была бы нужнее: в селе не подзаработаешь репетиторством и не возьмешь вторую ставку - учить некого. Подумали в Минфине и Минобразования, подумали и решили - сделать доплату пропорциональной. Чтобы, если в классе народу меньше нормы, не лишать руководителя всей тысячи. Заплатить, но поменьше. Но это положение еще должно быть закреплено в соглашениях регионов с Рособразованием...

Стартовал один из четырех президентских национальных проектов - "Образование". Министр финансов Алексей Кудрин доложил Владимиру Путину: деньги на выплаты новых, повышенных зарплат классным руководителям в регионы пошли. Уже целых 4 миллиарда рублей. Президенту новость понравилась. Теперь он, наверное, будет думать, что с "Образованием" все в порядке.

За два ближайших года на проект решено потратить 41,3 миллиарда рублей. Примерно половину суммы предстоит освоить в нынешнем году. На первый взгляд у власти есть полная ясность насчет того, как именно употребить деньги. Министр образования Андрей Фурсенко не устает повторять: финансы пойдут на инновационные программы, информатизацию школ и вузов, материальную поддержку талантливых школьников и студентов, лучших учителей. Последним, как следует из правительственных постановлений, достанутся 10 тысяч грантов по 100 тысяч рублей каждый. А 3000 лучших школ получат по миллиону рублей. Но время вознаграждений впереди. Пока же правительство решило сделать самый простой шаг - поощрить классных руководителей всей страны добавкой к зарплате в одну тысячу рублей. Надо же с чего-то начинать!
Дело, казалось бы, должно было пройти без сучка без задоринки. Все классные руководители России в своих школах известны. Сосчитать их легко. Умножить полученное число на тысячу и раздать каждому по "штуке" - тоже несложно. Но не заладилось.
Сначала, говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина, чиновникам вдруг вспомнилось, что полноценным классный руководитель считается, только если у него комплект - 25 человек в классе городской школы или 14 - в сельской. И только "укомплектованному", решили в Минобразования, положена "президентская" надбавка. Но, по оценкам экспертов, именно в сельских школах у классных руководителей часто встречается "некомплект". Хотя как раз сельскому учителю дополнительная тысяча была бы нужнее: в селе не подзаработаешь репетиторством и не возьмешь вторую ставку - учить некого. Подумали в Минфине и Минобразования, подумали и решили - сделать доплату пропорциональной. Чтобы, если в классе народу меньше нормы, не лишать руководителя всей тысячи. Заплатить, но поменьше. Но это положение еще должно быть закреплено в соглашениях регионов с Рособразованием.
Дальше - больше. Выяснилось, что Минфин в расчетах не учел сумму единого социального налога (ЕСН), который работодатель (чаще всего муниципалитет) должен платить из всего фонда оплаты труда. То есть и с прибавки тоже. Федеральная власть попыталась приструнить регионы. Дескать, заплатите эти 26 процентов из своих бюджетов. Регионы вежливо огрызнулись. Мол, разговоры о нацпроектах начались уже после того, как мы свои бюджеты сверстали. И денег на налог нет. Далекое от бухгалтерии учительское сообщество заикнулось было, что нельзя ли для этих выплат ЕСН вообще отменить. Оказалось, нельзя. Можно только признать, говорят в Минфине, что ЕСН уже "сидит" в базовой сумме. И, стало быть, на руки "классные", по словам Татьяны Абанкиной, даже если учеников столько, сколько нужно, будут получать уже не тысячу рублей, а всего 740 целковых. А в случае некомплекта - еще меньше.
Разница, признаем, невелика.И то, и то - крохи. Но удручает другое. Если процесс простого деления 4 миллиардов рублей на равные части оказался таким мучительным, то каково же будет дальше, когда дойдет очередь до выявления инновационных школ, лучших учителей и траты остальных миллиардов? Критерии отбора тех и этих, по словам Татьяны Абанкиной, пока только разрабатываются. Как говорят сами учителя, в том, что предлагает сегодня Минобразования, скрыто изрядно дьявольских деталей. "Лучшим" учителем может оказаться просто самый ловкий и предприимчивый. А самой достойной школой признают ту, что расположена в элитном микрорайоне и имеет богатых внебюджетных спонсоров, которые вовремя помогут с компьютерным оснащением.
Впрочем, многие эксперты видят две системные ошибки в самом подходе Минобразования к поощрениям. Во-первых, говорят учителя, квота на поощрение чертовски мала. Материально отмечены будут 4,5 процента всех школ и 0,6 процента всех учителей. Во-вторых, нет никакой дифференциации. То есть или тебя выбрали самым лучшим, или ты - никто. Такое сочетание может привести к конфликтам внутри педагогических коллективов и борьбе без правил среди школьных учреждений.
Все это, заметим, экспертное сообщество говорит о "наиболее проработанном" национальном проекте. С которым, как думает президент Путин, теперь все в порядке.

От редакции: Сейчас критерии отбора достойных получения грантов - это участие педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях, "круглых столах", наличие ученого звания, улучшение результатов учебы в течение последних трех лет и так далее.