• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бегство от часов 70 процентов школьного бюджета пойдет на зарплату преподавателей

Российская газета. 2006. № 22. 7 февраля

...Мы будем учитывать не только базовое финансирование, зависящее от числа учащихся, - пояснила замдиректора Института развития образования ГУ-ВШЭ, один из авторов проекта Ирина Абанкина. - Нужно брать во внимание и учебную программу школы (в будущем составлять ее позволят самой школе), а также обучение в ней детей из неблагополучных семей...

В этом году по распоряжению президента необходимо завершить переход к так называемому нормативно-подушевому финансированию учебного процесса. Но многие учителя не понимают, в чем суть нововведения. А десятая часть руководителей образования в регионах, по данным социологов, вообще не слышала о таком экспериментею В Высшей школе экономики представили первую модель такого перехода.

Напомним: ядро проекта - финансирование школ из расчета количества учеников и уход от существующей сегодня почасовой системы оплаты труда учителей. Пока они получают зарплату лишь за проведенное количество уроков, установленное законом. А вся дополнительная работа с классом - экскурсии, походы в театр, внеурочные консультации - не оплачивается.
Сущность новой системы заключается в передаче школам права свободно распоряжаться поступающими к ним бюджетными средствами. Теперь администрация учебного заведения самостоятельно определит зарплату своим педагогам, учитывая проделанную ими работу.
- Мы будем учитывать не только базовое финансирование, зависящее от числа учащихся, - пояснила замдиректора Института развития образования ГУ-ВШЭ, один из авторов проекта Ирина Абанкина. - Нужно брать во внимание и учебную программу школы (в будущем составлять ее позволят самой школе), а также обучение в ней детей из неблагополучных семей.
В региональном масштабе 70 процентов расходов должны будут пойти на оплату труда учителя, 15 процентов - на обеспечение целевых, ведомственных программ, десятая часть - на гранты и фонд поддержки. Остаток школы распределят по собственному усмотрению.
Вроде бы все ясно. Но вопросы, конечно, остаются. Что если среди учителей начнется борьба "за долю", а не за квалификацию? Кто будет регулировать отношения директоров и учителей, если вдруг появятся недовольные распределением зарплат? Где взять надежных директоров и одновременно беспристрастных менеджеров? "Учить!" - отвечает Ирина Абанкина.