• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес к сотрудничеству готов

Ведомости. 2006. № 127. 13 июля

Мы в РСПП давно и серьезно занимаемся вопросами образования. У нас уже почти два года работает специальная рабочая группа по реформе образования во главе с членом бюро РСПП Анатолием Карачинским. С самого начала мы стали заниматься не реформой образования в целом, а развитием профессионального образования и партнерством государства и бизнеса в развитии профессионального образования. Мы выделили несколько ключевых направлений, среди которых развитие начального и среднего профессионального образования и разработка системы профессиональных стандартов для системы образования.

Мы в РСПП давно и серьезно занимаемся вопросами образования. У нас уже почти два года работает специальная рабочая группа по реформе образования во главе с членом бюро РСПП Анатолием Карачинским. С самого начала мы стали заниматься не реформой образования в целом, а развитием профессионального образования и партнерством государства и бизнеса в развитии профессионального образования. Мы выделили несколько ключевых направлений, среди которых развитие начального и среднего профессионального образования и разработка системы профессиональных стандартов для системы образования.

Определить стандарты
По некоторым вопросам мы продвинулись уже достаточно далеко. В частности, в мае на заседании бюро мы приняли решение об учреждении Национального агентства развития профессиональных квалификаций. Таким образом, бизнес сам берется за выработку профессиональных стандартов и квалификационных требований к выпускникам вузов и других профессиональных учебных заведений. Речь идет не только о качестве подготовки выпускников, но и о создании общенациональной системы подтверждения квалификации, которая будет включать в себя и систему сдачи экзаменов. Мы надеемся, что наши отраслевые региональные объединения работодателей активно включатся в эту работу. И поскольку наше агентство открыто для участия как отдельных компаний, так и объединений работодателей, мы рассчитываем на довольно активное участие бизнеса в этой деятельности.
Мы считаем, что ответственность бизнеса по отношению к системе образования заключается в том, чтобы определить четкие профессиональные требования, возникающие на рынке труда, стандарты и требования по квалификации.
Конечно, очень важно, чтобы эти требования были трансформированы в образовательные стандарты и программы обучения. И мы намерены просить у государства оценки разработанных нами методик и стандартов.И мы будем настаивать на том, чтобы именно эти стандарты использовались для формирования образовательных программ и стандартов образования.

Нужны рейтинги
Еще один важный аспект нашей работы - рейтингование учебных заведений, основывающееся на потребностях рынка труда. Мы, как объединение работодателей, естественно, не претендуем на то, чтобы оценивать образовательные учреждения исходя из каких-то, скажем, академических критериев оценки эффективности учебных заведений. Для нас самое главное - степень соответствия выпускника потребностям рынка труда. И те рейтинги, которые мы намерены поддерживать и даже проводить сами, должны быть направлены именно на выявление образовательных учреждений, поставляющих на рынок труда наиболее востребованных, хорошо подготовленных специалистов. Кстати, мы считаем, что одним рейтингом тут не обойтись. На первоначальном этапе, безусловно, должна быть конкуренция рейтингов, чтобы потом в результате конкуренции определилась группа лидирующих компаний, работающих на высоком уровне, имеющих репутацию, подобную репутации первой тройки международных рейтинговых агентств.

И начальное, и среднее
Необходимо заметить, что не только высшее, но и начальное и среднее профессиональное образование для нас, для многих российских компаний - не менее серьезная проблема, проблема, с которой государство явно не справляется. Острый дефицит квалифицированной рабочей силы в нашей стране наблюдается не только из-за демографического спада, но и во многом потому, что наша система среднего профессионального образования не адаптирована к современным рыночным условиям. Скажем, система начального профессионального образования одновременно ориентирована на общее среднее образование, что в принципе абсолютно неправильно. Общее среднее образование и профессиональное образование надо разделить. Не имеет смысла четыре года готовить квалифицированного рабочего. Для его подготовки достаточно 15-18 месяцев, максимум - двух лет.
Может быть, нужно восстанавливать советскую систему вечерних школ или другим способом давать возможность молодым людям получать профессиональное образование параллельно с полным средним образованием. И не нужно бояться того, что часть образовательных начальных учреждений и учреждений среднего образования будет приватизирована, передана на баланс индустриальных компаний, предприятий.
Конечно, нельзя не заметить, что участие бизнеса в качестве соучредителя вызывает у людей естественное подозрение, что бизнес хочет приватизировать те или иные активы, землю, на которой расположены вузы. Это же опасение можно отнести и к приватизации ПТУ и техникумов. Но эти опасения можно устранить законодательно, сделав, например, оговорку, что при передаче собственности образовательных учреждений на баланс предприятий не допускается использование соответствующих активов, и прежде всего зданий, для иных целей, кроме образовательных.

Эксперименты
В последнее время мы активно продвигаем идею эндаументов, которые необходимы для эффективной поддержки вузов. Причем за последние три месяца в оценках правительства и даже президента идея эндаументов из стадии отрицания перешла в стадию одобрительного отношения, по крайней мере, на уровне эксперимента. В частности, уместно вспомнить, что на встрече с президентом в марте был поставлен вопрос об экспериментальной проработке механизма соучредительства и эндаументов на примере Российской экономической академии им. Плеханова. Олег Дерипаска активно продвигает эту идею, и он напомнил о ней президенту. И Владимир Владимирович Путин сказал, что в принципе, как массовое явление, наверное, эндаументы и соучредительство вводить еще рано, но несколько экспериментов можно было бы запустить уже сейчас, чтобы выявить все плюсы и минусы.

Бизнес готов к диалогу
Немаловажное значение для нас, как для объединения бизнеса, имеет и поощрение создания корпоративных университетов как на базе ведущих вузов, так и на базе компаний. Есть разные модели корпоративных университетов. Есть модель корпоративных университетов на базе ведущих вузов, которую, в частности, воплощают компании "Русский алюминий" и АФК "Система" , которые на базе МГУ создали уже два корпоративных университета. Это одна модель. Есть другая модель, когда, например, как в РАО ЕЭС, корпоративные университеты создаются на базе учебных центров самой компании. В принципе мы считаем, что это надо поощрять, и законодателям неплохо было бы эту деятельность компаний рассматривать как образовательную и предложить бизнесу, занимающемуся подобной деятельностью, соответствующие преференции по налогам. Ведь сейчас эта образовательная деятельность считается, так сказать, коммерческой деятельностью наших корпораций. Очень хотелось бы, чтобы законодатели учли эту специфику и нашли какие-то способы стимулирования, поощрения деятельности бизнеса в сфере образования.
Я думаю, что участие бизнеса в образовании - это не только реализация требований самого бизнеса в плане подготовки необходимых ему кадров, но еще и социальная активность компаний, приносящая пользу стране, социуму, экономике в целом. Бизнес понимает, что без целостности, эффективности образовательной системы невозможно подготовить ни рабочего, ни инженера, ни какого-либо другого специалиста и поэтому вложения в подготовку специалистов по фундаментальным наукам являются неотъемлемой и необходимой базой для развития бизнеса российских компаний. Именно поэтому бизнес открыт к диалогу с государством, с вузами, бизнес готов к партнерской форме диалога, а не просто, так сказать, к спонсорству. И уже сейчас видно, что бизнес ответственность свою понимает и готов сотрудничать, готов пройти свою часть пути.