• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Абсолютно пустой документ

Трибуна. 19 октября 2007

На этой неделе комиссия ОП по вопросам интеллектуального потенциала нации обсудила результаты экспертизы законопроекта о государственных образовательных стандартах. По мнению экспертов, логика документа крайне противоречива. "Остается неясным, какие отношения между гражданами, государством и системой образования регулирует этот законопроект", – сказал руководитель рабочей группы по экспертизе законопроекта Александр Адамский.

По мнению экспертов, в закон следует добавить отдельную главу, которая будет давать определения используемых в нем терминов: "примерная образовательная программа", "обязательная часть основной образовательной программы", "требования к результатам освоения образовательных программ". Сейчас этого нет. А значит, не меняется содержание школы. По-прежнему только уроки (никаких творческих альтернатив), тематическое планирование и ориентация на объем знаний, а не на развитие личности. Это, по словам Адамского, тупиковый путь. По мнению профессора Высшей школы экономики Владимира Шадрикова, законопроект лишь консервирует все нынешние недостатки в наихудшем виде. "Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что это, скорее, шаг назад, чем вперед", – говорит он.

Как считает председатель комиссии Ярослав Кузьминов, есть много причин отправить закон на доработку. Например, в нем отсутствует ресурсное обеспечение стандартов образования. Нет никакой увязки финансового и кадрового обеспечения с тем, что заявляется. А что может осуществиться без денег? Пустой звук. Кроме того, не урегулирована проблема перехода учащегося из школы в школу, из вуза в вуз. Нет схемы разграничения полномочий по формированию стандартов между федеральными и региональными органами управления сферой. Качество образования не упоминается вообще, как будто не говорят о нем все последние годы.

– В части, касающейся высшего и дополнительного профессионального образования, представленный законопроект даже ухудшает существующую систему. Профессиональный стандарт, важность которого признают сейчас все, не упоминается вовсе. Установлен минимальный срок обновления стандартов для высшей школы – раз в 10 лет, что неприемлемо в современных динамичных условиях, – считает Ярослав Кузьминов.