• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будет большая степень произвола ВУЗов и школы

Slon.ru. 17 ноября 2009

Ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина Пинская о введении портфолио школьников

Опыт, который уже есть, он не страшен. Пока портфолио использовались только внутри школы и не выносились вовне. Опыт, который есть сейчас, он позитивный или никакой. Там, где к портфолио относились серьезно, вкладывали работы детские, рассматривали при формировании профильных классов - это позитивный опыт. Где-то это было формально, как будто что-то делали, а на самом деле просто отчитывались. Это никакой опыт. Вот когда вопросы, связанные с портфолио, будут из школы выносить, здесь уже будут серьезные вопросы решаться.

Есть западный опыт, на который стоит посмотреть, и становится все ясно видно. Есть, например, международные языковые портфолио, в которые входит много чего, но, в частности, там есть графа "наивысшие достижения". Где перечислены, условно говоря, олимпиады, любые сертификаты. Это уже ранжировано. Человек может сам посмотреть на это и написать, какие сертификаты у него есть. И получить определенное количество баллов. Если все это будет стандартизировано, регламентировано, то это будет работать четко.

Это определенным образом ограничивает круг тех материалов, которые можно предъявить. К примеру, хотелось бы предъявить работу по биологии, но она не сертифицирована, не прошла экспертизу. В школе учитель сам смотрит и выносит свое суждение: нормально. А в вуз такое нести не получится. Единственная возможность, чтобы идти по этому пути и в вуз нести все, - это вузу создать своих экспертов. И по правилам экспертизы, три эксперта на одну работу. Иначе нужно ограничить круг рассматриваемых материалов и рассматривать его максимально структурировано, систематизировано.

При введении портфолио должны учитываться ряд конвенций. Мы должны быть уверены, что человек прислал свою работу, а не чужую. Нагрузка ложится на вуз, он оценивает качество этих работ. Тут возникает другая конвенция, что эксперты от вуза действуют с общедоступными, едиными, определенными критериями и так далее. Это все может работать, если в системе образования соблюдаются принятые нормы поведения, чтобы была уверенность, что в карман никто друг к другу не лезет.

С моей точки зрения, возникает опасная ситуация. Здесь будет большая степень произвольности, то есть произвола вузов, школы. Может появиться новый инструмент манипулирования при приеме. Если подойти ответственно, ограничить круг материалов, стандартизировать требования, регламентировать форму оценивания, то труднее будет не придавать этому значения.