• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети без Сети

Итоги. 11 августа 2008

Приближение учебного года в российских школах ожидается с холодком нехороших предчувствий — останется ли в учебных классах Интернет? Этой осенью задача оплаты школьного интернет-трафика переходит на региональный уровень. Надо сказать, что структура финансовых обязательств четко прописана по уровням бюджетной системы, правда, некоторую напряженность создает происходящий сегодня переход на систему нормативно-подушевого финансирования. Во-первых, довольно жесткие нормативные требования в отношении заработной платы учителей порождают соблазн использовать "интернетовские" средства для повышения зарплаты. Во-вторых, недозаполненные учебные заведения получают меньше средств, чем школы с большим количеством учащихся. Даже с учетом того, что для городских и сельских школ устанавливается разный норматив, во многих регионах финансирование малокомплектных сельских школ происходит не по нормативу, а по фактически сложившимся расходам.

Так что на практическом уровне переход от "программного" финансирования (в рамках целевых программ, ограниченных по срокам) к регулярному не может произойти безболезненно, ведь он требует от региональной исполнительной власти дополнительных усилий по планированию адекватного бюджета. Так, нужно проконтролировать, чтобы в региональном нормативе были предусмотрены расходы на обеспечение учебного процесса, в частности, интернет-трафик и средства информатизации — хотя бы 5—6 процентов общего объема выделяемых средств. Может быть, имеет смысл даже временно пойти на жесткую обязательную пропорцию между фондом зарплаты и обеспечивающими расходами. Кстати, для тех регионов, кто реально заинтересован в использовании передовых технологий в образовании, и сегодня есть возможность федерального финансирования, скажем, по линии модернизации региональных систем образования.

Между прочим, более трети российских регионов получают такую поддержку. Сегодня федеральные программы в образовании реализуются по принципу "деньги в обмен на обязательства", то есть Федерация помогает тем регионам, которые берут на себя конкретные обязательства по развитию школ.