• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Там к доске не вызывают

Ведомости. 17 октября 2008

"Идея обучения только за партой уходит в прошлое во всем мире, — рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. — И в России уроки за пределами школьных стен перестают быть исключительной редкостью".

За полтора месяца, прошедших с начала учебного года, семиклассники московской школы № 734 приняли участие в сплаве на байдарках, съездили в центр подготовки космонавтов Звездного городка, в Александровскую слободу, где изучали эпоху Ивана Грозного. На осенние каникулы у них запланирована поездка в Санкт-Петербург, чтобы побольше узнать о городе, где жили герои Достоевского, Гоголя и Пушкина. В среднем за год у класса бывает 45 выездных уроков. И это нравится не только детям, но и родителям, которые оплачивают их путешествия. "Одно дело просто прочитать главу из учебника, — объясняет мать семиклассника Елена Шувалова, — и совсем другое — увидеть все своими глазами, подышать этим воздухом".

Идею путешествий в рамках образовательного процесса школьников одобрили 96% участников онлайн-опроса, проведенного исследовательской компанией Online Market Intelligence (OMI) специально для "Пятницы" (всего опрошено 987 участников потребительского интернет-сообщества anketka.ru). Удовлетворены количеством таких мероприятий лишь 10% опрошенных родителей. 59% считают, что экскурсионные и образовательные поездки в школах бывают недостаточно часто, а у 31% респондентов дети вообще не выходят с учителями за двери класса.

"Идея обучения только за партой уходит в прошлое во всем мире, — рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. — И в России уроки за пределами школьных стен перестают быть исключительной редкостью". Правда, расширение пространства образовательного процесса в России пока слабо развито по сравнению с другими странами, говорит Абанкина. Например, в среднем по странам, участвовавшим в 2006 году в исследовании по использованию информационных технологий в образовательном процессе (CITES — comparative ITeducation study), доля времени, которое преподаватель проводит с учениками вне школы, составляет более 20%. Для России эта доля не превышала 1%. "Сейчас ситуация улучшается, — считает Абанкина. — Уроки биологии проводятся на биостанциях с выездом на два-три дня, по географии — на экскурсиях и в путешествиях".

Денежный вопрос

Главная проблема организации школьных поездок — деньги. Учитель истории гимназии № 1567 Тамара Эйдельман говорит, что не каждый может ездить дальше Коломны или усадьбы Болотова под Тулой, на примере которой изучают эпоху Екатерины Великой. "Я могла бы и чаще снимать детей с уроков и возить их по историческим местам. Но я не хочу вынуждать всех родителей без учета их имущественного положения оплачивать поездку".

Специальных программ финансовой поддержки школьных путешествий не существует, сообщили "Пятнице" в пресс-службах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и Департамента образования Москвы. Тем не менее школы используют госсредства для поездок детей, например, в рамках программы оздоровления и отдыха учеников в каникулы, которая практически не изменилась с советских времен. Так, финансируются поездки на большие — зимние и летние — каникулы, и ученикам оплачиваются расходы только на питание и хозяйственные нужды: в среднем можно получить 300—350 рублей на ребенка в день. Главное — сдать вовремя заявку от школы: на зимние каникулы — в октябре — начале ноября, на летние — примерно в феврале (в округах каждый год свои сроки подачи заявок). Сотрудник управления образования Западного административного округа Москвы Елена Денежкина говорит, что удовлетворяются все поступающие заявки. По ее словам, порядка 90% школ округа реализуют программу организации отдыха детей в рамках денежных средств, выделенных на летнюю и зимнюю оздоровительные кампании. Не менее 90% из них — на организацию городского лагеря в школе.

Получается, что лишь 10% школ готовы встраиваться в сложную систему госфинансирования путешествий, требующую заранее просчитать, что сколько будет стоить, а потом потратить все до копейки и отчитаться.

Если основная часть денег уходит на дорогу и проживание, школе проще использовать деньги родителей. Руководитель экспериментальной программы "Образование через путешествие" в школе № 734 Алексей Мойсенко говорит, что родители предлагали даже собирать деньги на поездки "в общий котел", но создавать такой фонд школа не имеет права.

Половина родителей готовы участвовать в финансировании школьных путешествий совместно с другими спонсорами, показывает онлайн-опрос OMI. 30% респондентов высказались за госфинансирование и только 4% — за то, что средства должны поступать исключительно из родительского кошелька. 15% решили, что это дело специальных фондов, 1% затруднились с ответом.

Некоторым учебным заведениям удается привлечь спонсоров. "В программе нашей гимназии заложено некоторое количество обязательных путешествий, на которые мы ищем финансирование сами, — рассказывает директор московской гимназии № 45 Михаил Шнейдер. — Мы получаем поддержку российских компаний — например, "Лукойл" приглашает наших детей к участию в конференциях молодых специалистов в разных регионах страны. Наши партнеры помогают нам с регулярными поездками в Пермь на детский театральный фестиваль". Впрочем, Михаил признается, что целый ряд поездок школа уже "не вытянет". От заграничных путешествий — например, во Францию и США, как в прошлые годы, — пришлось отказаться.

Лекции в обители

Легче всего организовывать поездки, которые школа проводит из года в год. К примеру, ученики московской школы-интерната "Интеллектуал" каждое лето помогают сотрудникам Института археологии РАН вести раскопки близ деревни Могутово в Щелковском районе. "Мы живем две-три недели в полевом лагере, — рассказывает заведующий кафедрой истории школы Павел Евдокимов. — Ученые читают лекции по археологии и руководят работой ребят, проходящих практику по истории". В лагере также живут дети, углубленно изучающие биологию, но практику они проходят отдельно со своим преподавателем.

Директор школы № 1199 Сергей Бебчук занимается организацией поездок, в том числе заграничных, самостоятельно. "Ищу в интернете гостиницу подешевле, сам звоню, — рассказывает Бебчук. — В Стамбуле, к примеру, мы жили в трех минутах ходьбы от храма Святой Софии и платили всего шесть долларов с человека в сутки". Иногда поддержку Бебчук находит в посольствах: к примеру, сирийское оплатило ему все телефонные переговоры с Дамаском и бесплатно оформило визы.

Заместитель директора Центра образования № 429 "Соколиная Гора" Вадим Злотников считает, что путешествовать по России можно при серьезной поддержке государства. Так, во время прошлых зимних каникул он возил 30 учеников реставрировать деревенский храм в Тверской области. Жили дети у настоятеля бесплатно, продукты, аптечку и самое необходимое купили на деньги, выделенные Департаментом образования Москвы. Родителям пришлось потратиться только на дорогу. По словам Злотникова, сейчас возможно найти людей, готовых помочь в организации образовательных поездок по России: договориться с заповедником о работе школьников на биостанции, о проживании за условные деньги в школе на Соловках. "Недавно позвонил мне учитель из Питера, — рассказывает Злотников. — Говорит, собрались с классом в Москву, а ночевать негде. Мы организовали им проживание в нашей школе. Теперь собираемся на экскурсию в Питер".

В школе № 734 поездки составляют едва ли не главную часть образовательного процесса. Основные предметы преподаются школьникам блоками по 12—15 часов, рассказывает Алексей Мойсенко. По завершении каждого блока дети со своим учителем едут в тематическое путешествие. "Когда мы изучали Пушкина, возили детей в Болдино, — говорит он, — а когда знакомились с античностью, побывали в Греции". Уже в поезде школьники обсуждают, что им предстоит увидеть, а также создают и утверждают на "совете капитанов" инструкции, как себя вести и соблюдать правила техники безопасности.

Корреспондент "Пятницы" дозвонился до Мойсенко в тот момент, когда он ехал в подмосковный город Дзержинский, где находится Николо-Угрешская мужская обитель, а при ней семинария, — чтобы договориться о недельном курсе лекций и проживании для мальчиков из своего класса. "В нашей школе нет религиозного уклона, — объясняет он. — Просто мы хотим, чтобы дети поняли, что такое образование в пушкинском лицее XIX века, а приблизиться к лицейскому канону можно сейчас только в семинарии, где преподают и культурологию, и историю Русской православной церкви". Но это, по большому счету, игра в лицей. За лекциями в обители последуют занятия в Москве: уроки фехтования, верховой езды, чистописания, фортификации, математики, этикета.

"Кто-то отправляет детей изучать историю европейской средневековой архитектуры в Чехию, а кто-то эпоху Ивана Грозного — в Александровскую слободу за 1200 рублей. В учебном отношении и то, и другое одинаково полезно", — говорит Мойсенко. Он утверждает, что это не приводит к делению школьников на "богатых" и "бедных". После поездки организуются обязательные учебные конференции, в которых на равных участвуют те, кто был в путешествии, и те, кто не был. А кто лучше выступит, никогда не известно.