• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сделал дело - гуляй Продвинутых чиновников возьмут на контракт

Ведомости. 2002. № 214. 25 ноября

...Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, входящий в группу разработчиков закона, считает, что информацию о возможном конфликте интересов коллегиям (Кузьминов предлагает называть их комиссиями) будет давать либо сам чиновник, либо участники регулируемого им рынка. А следственных функций у комиссий быть не должно...
..."Пожизненных гарантий госслужащему закон не даст, - говорит один из разработчиков законопроекта - проректор ВШЭ Лев Якобсон. - Все его действия будут соотноситься с должностным регламентом, служебное продвижение будет результатом аттестации или успеха на конкурсе"...
...Ясин считает, что должностные регламенты должны стать общедоступными, чтобы пострадавший от чиновника мог обжаловать его действия. Коллегии при министерствах должны состоять из экспертов и представителей гражданского общества...

Вслед за рамочным законом о системе госслужбы в РФ, который Владимир Путин внес на прошлой неделе в Думу, чиновники готовят более детальный закон о государственной и гражданской службе. По проекту нанятые на работу чиновники будут заключать контракт, зарплату их привяжут к служебным достижениям, продвижение по ступеням карьеры обеспечат талант и победы на конкурсах. Уволить же госслужащего будет легче, чем сейчас.

Закон о системе госслужбы в РФ является рамочным. Он определяет общие принципы регулирования, состав зарплаты и три вида госслужбы - гражданская, военная, правоохранительная. А на подходе уже первый из профильных законов - о государственной и гражданской службе, разрабатываемый Минэкономразвития при участии Минтруда. Источник в правительстве полагает, что в ближайшие две недели законопроект поступит в Белый дом, поскольку концептуальных разногласий у министерств нет. Остались лишь технические детали.
Например, о том, как урегулировать конфликт интересов в деятельности чиновника. Закон предполагает создание коллегий при министерстве, куда обязан обратиться госслужащий, оказавшийся в ситуации конфликта его служебных и частных интересов. Однако статус коллегии, ее состав, формы оплаты и процедуры наблюдения экспертов за чиновниками остаются предметом спора. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, входящий в группу разработчиков закона, считает, что информацию о возможном конфликте интересов коллегиям (Кузьминов предлагает называть их комиссиями) будет давать либо сам чиновник, либо участники регулируемого им рынка. А следственных функций у комиссий быть не должно.
Спор идет и о том, как широко должна распространиться контрактная система. Сейчас срочные контракты заключаются и помощниками, и советниками президента, премьер-министра, министров и депутатов парламента. В Минтруде исходят из того, что министры являются политическими назначенцами, а потому срочные контракты должны подписывать только руководители федеральных комитетов, служб, агентств, заместители министров. "Такие контракты для приходящей команды правительства", - считает глава департамента Минтруда Андрей Петров.
В Минэкономразвития на срочный контракт смотрят как на возможность создавать группы госслужащих "под проекты". "Передо мной стоит цель - провести реформу госслужбы, - говорит руководитель департамента госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров. - Решим ее, и в моем подразделении, думаю, нужда отпадет". Точно так же, считает он, после вступления России в ВТО может быть закрыт проект замминистра экономразвития Максима Медведкова. Для подобных проектов нужны гибкие схемы организации, найма и оплаты.
Это отличается от бессрочного контракта, который будет подписывать широкий слой чиновников. У них зарплата будет состоять из твердого оклада и надбавок, стимулирующих ударный труд. Но бессрочников не ждет безмятежное и обеспеченное будущее. "Пожизненных гарантий госслужащему закон не даст, - говорит один из разработчиков законопроекта - проректор ВШЭ Лев Якобсон. - Все его действия будут соотноситься с должностным регламентом, служебное продвижение будет результатом аттестации или успеха на конкурсе".
Дискутируются пока основания и процедуры увольнения. Сейчас она затруднена формальностями и несет на себе печать социалистических гарантий. "Мы ищем баланс между необходимой экономике мобильностью кадров и правами госслужащего", - говорит Шаров. Все разработчики сходятся во мнении, что по новому закону процедура увольнения будет проще существующей. При этом Петров из Минтруда полагает, что общая численность госслужащих (420 000 федеральных чиновников и 180 000 чиновников субъектов Федерации) не уменьшится. Проблема, по его мнению, не в избыточности российской бюрократии, а в чрезмерном количестве госслужащих в одних секторах и нехватке в других. "Ускорение развития промышленности приведет к тому, что, например, в антимонопольных органах и Госгортехнадзоре возникнет острая потребность в госслужащих", - предвидит он.
По мнению главы думской фракции СПС Бориса Немцова и экс-министра экономики Евгения Ясина, новый закон способен поднять престиж госслужбы и заработки чиновников, но качество российской бюрократии быстро не улучшится. Ясин считает, что должностные регламенты должны стать общедоступными, чтобы пострадавший от чиновника мог обжаловать его действия. Коллегии при министерствах должны состоять из экспертов и представителей гражданского общества. "Коллегии должны мониторить и пресекать распространенную ныне практику, когда чиновник, регулирующий, допустим, рынок рекламы, пришел из этого бизнеса и сохранил в нем коммерческий интерес", - добавляет Немцов.