• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Судьям предложат отчитаться о доходах

Известия. 2005. № 192. 24 октября

...Представители судебной системы между тем выступают за ужесточение контроля. "Происходящее в судах, как правило, не фиксируется ни аудиозаписью, ни посредством стенограммы. Поэтому проверить обоснованность решений очень сложно", - убеждена советник Конституционного суда Тамара Морщакова.

Представителей российской судебной системы и правоохранительных органов могут ожидать существенные законодательные ограничения. В распоряжении "Известий" оказалась пояснительная записка к соответствующему законопроекту, разработанному полпредом президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрием Козаком. Предполагается, что законопроект будет внесен в Госдуму в течение нескольких недель. Сегодня он будет обсужден на слушаниях в Совете Федерации

Сведения о законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о правосудии и правоохранительной деятельности" "Известиям" предоставил источник в аппарате правительства, куда документ уже внесен на рассмотрение. Как свидетельствует пояснительная записка, полпред предлагает внести изменения в целый ряд законов: "Об оперативно-розыскной деятельности", "О статусе судей в РФ", "О милиции", "О прокуратуре", "О Федеральной службе безопасности", Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы. Основные нововведения направлены на дополнительный контроль деятельности судей и представителей правоохранительных органов.
Одним из нововведений можно считать более жесткий контроль за их доходами. В частности, предполагается обязать правоохранителей декларировать доходы и имущество. Для судей полпред предлагает ввести понятие журнала непроцессуальных обращений. Там судьи должны будут фиксировать свои разговоры и неофициальные обращения заинтересованных в том или ином исходе судебного процесса граждан. По замыслу авторов законопроекта, судья будет опасаться, что "доверительный" разговор проходит в рамках проводящихся в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, поэтому будет вынужден фиксировать неофициальные контакты. Эти изменения, как сказано в записке, нацелены на "создание дополнительных препятствий для... "телефонного права", ослабление корпоративных начал в процедурах принятия решений".
Часть предложений касается разделения сфер ответственности правоохранительных органов. В частности, предлагается изменить процедуру проверки сведений о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в области экономики. Предлагается лишить ФСБ права работать по выявлению экономических преступлений и полностью передать эту часть работы в профильную структуру МВД - Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). А также предлагается разграничить полномочия силовых структур по раскрытию правонарушений, совершенных сотрудниками прокуратуры, ФСБ, судов и милиции. Эти функции передаются ФСБ.
Последняя группа предложений касается системы проведения следственных мероприятий. Так, предполагается исключить из практики обязательное согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Это делается для "упрощения процедуры возбуждения уголовного дела и повышения уровня оперативности при принятии решения".
Данные предложения воспринимаются среди судейского сообщества и правоохранительных органов неоднозначно. В частности, источник "Известий" в МВД заявил, что выступал бы против передачи в ведение ФСБ расследования преступлений, совершенных сотрудниками милиции: "Преимущество одной службы перед другой неизбежно порождает конфликт". Представители судебной системы между тем выступают за ужесточение контроля. "Происходящее в судах, как правило, не фиксируется ни аудиозаписью, ни посредством стенограммы. Поэтому проверить обоснованность решений очень сложно", - убеждена советник Конституционного суда Тамара Морщакова.