• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пустить в расходы

Московские новости. 11 января 2012

Профессор ВШЭ Юлий Нисневич комментирует внесенный в Госдуму законопроект о декларировании расходов госслужащих и членов их семей.

Информация о покупках, стоимость которых явно превышает официальную зарплату чиновника, может стать основанием для увольнения. Эксперты отнеслись к идее скептически: одних деклараций недостаточно. Нужны контроль за достоверностью сведений и система наказаний.

Контроль над расходами чиновников — одна из инициатив, высказанных президентом Медведевым в последнем послании Федеральному собранию. Законопроект, вводящий этот механизм, президент поручил разработать правительству к 15 апреля. Но депутаты решили поторопиться. Вчера депутат единоросс Андрей Скоч сообщил, что внес свой вариант закона еще 27 декабря — спустя пять дней после послания. Скоч — член думского комитета по безопасности, совладелец крупных активов в металлургии и горнодобывающей промышленности, в 2011 году российский журнал Forbes оценил его состояние в $3,9 млрд.

Документ предполагает внесение изменений в 13 федеральных законов. Главная идея законопроекта — ввести декларацию о расходах всех работников госорганов и их ближайших родственников. Сейчас высокопоставленные госслужащие и судьи предоставляют информацию только о поступлениях в свои семейные бюджеты. С 2010 года справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащего, его супруги/супруга и несовершеннолетних детей должны быть в открытом доступе. Данные о доходах за прошлый год необходимо предоставить до 30 апреля. Если этого не произойдет и у чиновника не окажется уважительной причины, то ситуация будет рассмотрена на специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Эту систему дополнят декларации о расходах, правда, лишь о тех, что превышают задекларированные доходы. Это необходимо, чтобы избежать излишней бюрократии. "Отчитываться о том, сколько чиновник потратил на мелкие нужды, тоже не стоит — это завалит проверяющих в бумажном потоке", — пояснил автор законопроекта депутат Скоч.

Подавать расходную декларацию также необходимо ежегодно до 30 апреля. Сведения о расходах в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению.

Предоставленные сведения можно будет проверять с помощью запросов в банки и налоговые органы. Для этого информация о расходах чиновников будет исключена из сведений, составляющих банковскую тайну. Впрочем, запросы могут направлять только руководители высокого уровня, как минимум главы регионов. То есть получается, если заместитель главы администрации какого-нибудь города получает 50 тыс. руб. в месяц, ездит при этом на " Бентли ", но заявляет, что его расходы не превышают официальные доходы, писать запрос в банк и налоговую службу может только губернатор. Если баланс в декларациях не сойдется или декларации вовсе не будут предоставлены, чиновнику придется уйти с госслужбы.

Эксперты восприняли законопроект прохладно. " Если бы мне давали десять рублей каждый раз, когда наши депутаты предлагают усовершенствовать меры по борьбе с коррупцией, я уже была бы богаче Абрамовича", — иронизирует директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив" Трансперенси Интернешнл — Россия" ( Центр ТИР) Елена Панфилова. По ее мнению, если бы все декларации о доходах ежегодно проверялись, то дополнительных сведений о расходах не потребовалось бы.

"По идее, декларация о доходах является еще и декларацией о расходах за прошлый год. Если у чиновника появилась новая недвижимость, он обязан это указать. Но этот способ контроля работает при одном условии — если декларации тщательно проверяются", — считает Панфилова. Профессор ВШЭ Юлий Нисневич предложение ввести декларации о расходах поддерживает, но считает его недостаточным. "Идея очень правильная. Но нужна полная система мер. Сведения о доходах и расходах должны проверяться. Если найдутся несовпадения, чиновник должен их объяснить. Если адекватных объяснений нет, то должна наступать ответственность. Причем простого увольнения тут недостаточно. По международным нормам в этом случае ответственность должна быть уголовной, вплоть до конфискации имущества", — говорит Нисневич.

"Этот подход похож на самодонос — чиновник сам должен рассказать, что неправильно что-то задекларировал", — удивляется руководитель направления по административной реформе ЦСР Владимир Южаков. Может, и бывает, что у чиновника несколько лет под подушкой лежали деньги и он наконец решил их использовать, но это совсем не типичная ситуация. Южаков считает, что если уж вводить декларацию о расходах, то нужно указывать в ней все траты.

С тем, что закон не идеален, согласны и сами авторы. "Декларация — это в любом случае акт доброй воли: дорогие покупки чиновник может обозначить, а может и не обозначать. Главное, что будет создано правовое поле. Если вскроется, что чиновник соврал, то будет возможность применить юридические санкции. Возможно, в будущем закон потребует дополнений — например, будет прописана ответственность для тех, кто записывает на себя имущество чиновников, сейчас это есть в западных странах", — объясняет Андрей Скоч.