• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Персона грата»: Алексей Конов

Радио России. 3 октября 2012

Есть такая старая русская народная мудрость: по одежке протягивать ножки. Судя по всему, российские чиновники воспринимают ее как буквальный призыв — оттого и покупают роскошную недвижимость за рубежом, оттого и «рассекают» на дорогущих автомобилях, оттого и катаются, как сыр в масле — средства позволяют, как тут удержаться от соблазнов. А вот законным ли путем эти средства получены? В этом главная интрига. Именно поэтому государство предпринимает попытки взять под свой контроль, насколько адекватны расходы официальным доходам государевых мужей. Попытки, прямо скажем, пока не слишком удачные.

Начальник отдела управления государственной службой Института государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Конов — желанная персона в студии «Радио России».

— Обратимся к истории вопроса. Сколько на вашей памяти было попыток подвигнуть чиновников к декларациям своих расходов и доходов?

— Попыток было несколько. Но наиболее крупных все-таки было две. Первая — это реформа 1997-1998 годов, когда появились два указа президента о порядке представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и указ о проверке этих сведений. Вторая — больше сейчас нам известная — реформа, которую предпринял уже бывший президент Медведев в 2008-2009 годах, приняв новый пакет указов — несколько указов было по порядку представления сведений и два указа по проверке. И сейчас у нас на глазах разворачивается, собственно, попытка третьей — дополнительной реформы, или дореформы. Попытка принять закон о контроле за расходами, который позволит наконец, может быть, хотя — вряд ли, сопоставить расходы и доходы чиновников.

— Если говорить о попытке, которая была в конце девяностых, о Ельцинской попытке — там все-таки были какие-то, пусть минимальные, достижения?

— Главным достижением было то, что вообще была поднята тема декларирования, и впервые, по сути, была подготовлена хотя бы какая-то настоящая форма справки, по которой предоставлялись сведения о доходах и имуществе. Была попытка заставить госслужащих их предоставлять, была попытка их проверять, но, к сожалению, все это очень быстро ушло в песок по многим разным причинам. И в первую очередь, наверное, потому, что не вполне была понятна конечная цель — то есть сведения собирались, даже худо бедно проверялись на достоверность, но непонятно было, что делать с этими сведениями. То есть ни о каком сопоставлении доходов и расходов речи не было. И постепенно государственные служащие начали понимать, что предоставляемые ими сведения проверяются достаточно плохо. Кончилось это, понятно — ничем. Сведения предоставлялись уже совсем фрагментарно. Было очень много злоупотреблений, но это было хорошо тем, что подняли тему — это была реально первая попытка что-то сделать.

— А пакет Дмитрия Анатольевича в его бытность президентом?

— Пакет Дмитрия Анатольевича — на самом деле, когда он только появлялся, все ждали, что он будет направлен именно на исправление тех недостатков, которые были в системе 1997-1998 годов. Что поправят форму справки, что снимут с кадровых служб госорганов полномочия по сбору и проверке этих сведений и многие другие недостатки. И что наконец заговорят всерьез о контроле над расходами и о каком-то конечном использовании собираемой информации. К сожалению, ничего этого по большому счету не случилось. Изменения действительно были, но самое главное — показательно даже, — что справка осталась той же самой. По большому счету это та же самая справка, которая была введена в 1997 году, которую очень критиковали, но которая осталась практически без изменений. Точно также практически без изменений осталась и деятельность кадровых служб в этой сфере. Единственное, были созданы специализированные подразделения, у нас теперь есть подразделения профилактики коррупционных правонарушений в госорганах. Но опять же, в подавляющем большинстве госорганов они созданы из старых кадровиков, которые раньше занимались просто делопроизводством.

Улучшения тоже были. И основное, наверное, для общества, во всяком случае более заметное улучшение, связано с публикацией деклараций. Ельцинский порядок декларирования предполагал, что эти сведения будут предоставляться общероссийским средствам массовой информации по запросам. То есть средство массовой информации должно было обратиться, чтобы ему дали какие-то сведения. Медведевский порядок предполагал, что эти сведения будут публиковаться самими государственными органами на сайтах, в ограниченном, естественно, виде.

 

Ссылка на аудиофайл: http://www.radiorus.ru/news.html?rid=2534&date=01-10-2012&id=612748