• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кинокомпании не нашли себя в интернете

Коммерсант-Украина. 17 сентября 2009

Руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности при ГУ-ВШЭ Михаил Федотов: "Правообладатели должны разбираться с площадками, где без договора с ними размещен контент, поисковики здесь ни при чем".

Российская ассоциация DVD-издателей, продающая в интернете продукцию восьми российских кинокомпаний - "Парадиз", Lizard, "Кино без границ" и других - обратилась к поисковикам Google, Yandex и Rambler с требованием исключить из результатов поиска ссылки на сайты, на которых размещены контрафактные копии представляемых ею фильмов. Поисковики считают требование правообладателей цензурой.

"На первых двух страницах поиска (Google. - Ъ) обнаружены ссылки на интернет-сайты с контрафактными электронными копиями аудиовизуального произведения "Горячие новости" (прокатчик - кинокомпания "Кино без границ". - Ъ)... или адреса интернет-ресурсов с указанием специальных ссылок для скачивания контрафактной копии данного фильма", - говорится в письме ассоциации в российский офис компании Google (копия есть у Ъ). Ассоциация требует исключить из результатов поиска интернет-сервиса Google ссылки на такие ресурсы.

Аналогичные письма были отправлены в Rambler, Yandex и Mail, подтвердил Ъ исполнительный директор ассоциации Михаил Вьясков. "В перспективе мы будем требовать от поисковиков исключения из результатов поиска ссылок на контрафактные копии и других фильмов", - добавил он.

Гендиректор Google Russia Владимир Долгов назвал требование ассоциации "цензурированием". "У каждого поисковика есть свой механизм ранжирования найденных страниц. К примеру, одним из базовых алгоритмов поисковика Google является количество ссылок на тот или иной сайт. Изменение этого механизма в случаях, когда речь не идет, например, о личной жизни человека или расовых противоречиях, фактически приведет к искажению реальности интернета", - поясняет он. В ответе на запрос ассоциации (копия есть у Ъ) Google Russia советует обратиться в головной офис компании.

Чтобы обеспечить первые строки в результатах поиска, компании обычно обращаются в специализированные фирмы, которые улучшают релевантность сайта с точки зрения поисковых машин, говорит представитель другого поисковика.

Ассоциация DVD-издателей создана в 2002 году и сейчас объединяет более десяти крупных издателей, в том числе Lizard, VOX Video, Paradise Digital и другие. Основное направление деятельности - защита авторских и смежных прав, пресечение распространения контрафактного продукта правообладателей, входящих в организацию. С конца 2008 года ассоциация заключила 8 договоров на распространение в интернете продукции кинокомпаний "Парадиз", "ВВП Альянс", "Кино без границ", Lizard, MC Entertainment и других, а также защиту их прав в интернете. Сейчас у нее есть права на дистрибуцию в сети около 700 фильмов.

В случае если поисковики выполнят требования ассоциации, объем скачивания ее фильмов может быть существенно уменьшен, рассчитывает господин Вьясков. По оценкам директора по связям с общественностью кинокомпании "Централ Партнершип" Юлии Куликовой, продажи контента в интернете не превышают 1% доходов кинокомпаний. Директор по продажам продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг оценивает объем рынка нелегальных продаж фильмов через интернет в $10-20 млн. C такими оценками согласен и господин Вьясков. По прогнозам господина Ройтберга, через 2 года официальные продажи в Рунете могут вытеснить 10-20% нелегальной торговли. Сейчас, по оценкам господина Вьяскова, выручка от легальной реализации фильмов в интернете составляет десятки тысяч долларов в месяц. Из-за бесплатных скачиваний, по его оценкам, кинокомпании теряют до 15% дохода на продажах DVD и около 10% - от кинопроката.

Руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности при ГУ-ВШЭ Михаил Федотов считает, что в суде ассоциации будет сложно защитить свою позицию. "Правообладатели должны разбираться с площадками, где без договора с ними размещен контент, поисковики здесь ни при чем", - объяснил он. "Не дело поисковой системы выяснять наличие тех или иных прав и лицензий у отдельных сайтов. Мы выдаем объективную картину", - говорит директор по корпоративным коммуникациям "Рамблер Медиа" Константин Воронцов.