• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 10:33. 16 февраля

Многие предпочтут не связываться с российскими банками

Виктор Кимович, депутаты в ближайшее время могут приступить к рассмотрению поправок в «Закон о банковской тайне», по которому правоохранительные органы получат право доступа к информации по счетам и операциям граждан без заведения уголовного дела и решения суда. Насколько это опасно для российской банковской системы, и какие механизмы можно ввести, чтобы предотвратить негативные последствия?
Что касается моего отношения к этому, то оно сугубо негативное. Хотя, следует признать, что это действие вполне логично и укладывается в общую канву действий, совершаемых российскими властями в последнее время. Под лозунгом борьбы с финансированием терроризма создается система контроля со стороны силовых структур денежных доходов бизнеса и граждан, а также перемещения финансовых потоков. Хотя были не редки случаи, когда право вкладчиков на сохранение банковской тайны, нарушались, но люди хотя бы имели законодательную защиту: за разглашение тайны предусматривалось наказание, а банк, должностные лица и работники обязаны были возместить нанесенный ущерб.
Если посмотреть, как подобная мера может повлиять на банковскую систему, я вижу здесь два момента. Первый – значительная часть населения, прежде всего, относительно небогатая его часть (которых в стране большинство) продолжит размещать свои деньги в банках, потому что реальных альтернатив банковским депозитам на сегодняшний день не существует. Что касается более обеспеченной части населения (хотя таких людей немного, но для многих банков это весьма существенная часть клиентуры), то эти люди предпочтут не связываться с российскими банками. Во-первых, у большей части этих лиц есть, что скрывать от правоохранительных органов. Как известно, у нас существенная часть доходов получалась по серым схемам, и люди активно уклонялись от уплаты налогов. Информация по банковским счетам в этом случае может использоваться для уголовного преследования. Во-вторых, для данной группы населения доступны альтернативные механизмы вложений: ценные бумаги, недвижимость, вложения в иностранные активы. И данное решение, просто, подтолкнет обеспеченных граждан к более активному использованию альтернативных банкам вариантов вложения средств.
От рассматриваемых мер, прежде всего, пострадают те российские кредитные организации, которые активно работают с наиболее обеспеченной частью населения. Это, во-первых, банки с иностранным участием, во-вторых, крупнейшие российские частные банки: Альфа-банк, МДМ, Автобанк. Средства будут переводить из российских кредитных организаций в иностранные.

Но иностранные банки тоже должны будут подчиняться такому закону, если поправки будут приняты?
Необходимо различать дочерние структуры иностранных банков, которые зарегистрированы на российской территории и подчиняются нашему законодательству и собственно иностранные банки, которые действуют в ином правовом поле. Сейчас законодательство позволяет российским гражданам свободно открывать счета за рубежом и переводить средства на них из российских банков в неограниченном размере. Несмотря на усилия властей по либерализации валютного регулирования, повышение рейтинга России, экономический рост у нас сохраняется в огромных масштабах такое явление как бегство капитала. В прошлом году по серым схемам и нелегальным каналам было вывезено около $31 млрд. Значительная часть этой суммы – это махинации со стоимостью экспортных и импортных контрактов. Нелегальный вывоз преобладает над легальным, поскольку население и бизнес не заинтересовано «светиться» перед правоохранительными органами. И такими мерами как отмена банковской тайны нелегальный вывоз капитала можно только стимулировать. Так что основным итогом предлагаемой меры с макроэкономической точки зрения станет усиление оттока капитала из страны.