• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нефтезависимость - благо для экономики страны

Известия. 2004. № 60. 3 апреля

..."Конкурентоспособность сегодня - модная тема", признает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин. Тем не менее именно повышение конкурентоспособности экономики страны, в широком смысле этого слова, по его мнению, должно стать национальной идеей России на ближайшие годы. "Нужно дать ответ на вопрос, согласны ли мы быть нормальной, среднеразвитой страной демократического капитализма, наподобие Бразилии, Боливии или Турции, или мы желаем большего", - говорит проректор ВШЭ Андрей Яковлев. Свои ответы руководители ВШЭ пытались сформулировать на встрече с журналистами в Медиа-центре газеты "Известия"...
...В России есть два источника экономического роста - реальный и потенциальный, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Реальный - это относительная дешевизна природных ресурсов и энергоносителей, что дает возможность быстрого роста базовых отраслей промышленности без особых затрат. Второй ресурс - это мало востребованный сегодня интеллектуальный и инновационный потенциал...
...В частности, по мнению президента ВШЭ Александра Шохина, именно правительство должно сейчас создавать эффективные механизмы перетока капиталов, снижать административное давление на бизнес и развивать негосударственные системы регулирования...

России не нужно отказываться от сырьевой направленности для модернизации своей экономики, считают руководители Высшей школы экономики. Гораздо лучше, пользуясь благоприятной мировой конъюнктурой, использовать имеющееся время для повышения конкурентоспособности наших инновационных отраслей и поднять промышленность на дешевых внутренних ценах на сырье.

"Конкурентоспособность сегодня - модная тема", признает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин. Тем не менее именно повышение конкурентоспособности экономики страны, в широком смысле этого слова, по его мнению, должно стать национальной идеей России на ближайшие годы. "Нужно дать ответ на вопрос, согласны ли мы быть нормальной, среднеразвитой страной демократического капитализма, наподобие Бразилии, Боливии или Турции, или мы желаем большего", - говорит проректор ВШЭ Андрей Яковлев. Свои ответы руководители ВШЭ пытались сформулировать на встрече с журналистами в Медиа-центре газеты "Известия".

Беда или преимущество?
Основная дискуссия экономистов сегодня идет вокруг вопроса диверсификации экономики. "Голландская болезнь", обусловленная высокими ценами на нефть, считается фактором, затрудняющим проведение реформ. А высокая насыщенность страны ценными ресурсами рассматривается скорее как фактор, затрудняющий их эффективное использование.
Резон в этом есть: замечено, что страны, обладающие наибольшими природными ресурсами, стоят не в первых строчках мировых рейтингов. Преференции, которые наша экономика получает от благоприятной мировой конъюнктуры, государством используются на манер скупого рыцаря. Соответственно ведет себя и население: рост сбережений сопровождается низкой покупательной и инвестиционной активностью основных масс граждан. Что, в свою очередь, не стимулирует повышения качества потребительского продукта. Примеров тому множество: от "лежащей" авиационной промышленности, где отсутствие спроса сопровождается таким же отсутствием адекватного предложения, - до печально знаменитого автопрома, где даже повышение ввозных пошлин на иномарки стимулировало спрос на них же.
Наконец, за три года разговоров о снижении административной нагрузки на бизнес последний уверился в том, что лучшая помощь от государства - отсутствие какого-либо внимания с его стороны.
Тем не менее Ясин уверен, что повышение конкурентоспособности возможно не вопреки, а благодаря сырьевой направленности российской экономики. "Сырьевое направление будет в структуре российского экспорта всегда, - говорит он. - Россию бог наградил огромными ресурсами, и не стоит пренебрегать этим конкурентным преимуществом". Что, по мнению Ясина, не отменяет диверсификацию экономики: цены на мировых рынках сырья нестабильны, по прогнозам экспертов, спрос на нефть и газ будет расти не более чем на 3-4% в год. "Следовательно, экспорт нефти и газа сможет обеспечить не более 2-3% ежегодного экономического роста, - делает вывод Ясин. - Это далеко не те 7% роста ВВП, которые нам нужны".
В России есть два источника экономического роста - реальный и потенциальный, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Реальный - это относительная дешевизна природных ресурсов и энергоносителей, что дает возможность быстрого роста базовых отраслей промышленности без особых затрат. Второй ресурс - это мало востребованный сегодня интеллектуальный и инновационный потенциал. "В России сохраняются высокий уровень образованности населения, инновационная готовность, заложенная в менталитете, хорошие заделы в научной сфере, - говорит Кузьминов. - Чтобы все это заработало, правительству необходимо задействовать систему поддержки технологических инноваций, адаптировать имеющиеся наработки к сегодняшнему дню".
Это не значит, что государство должно выделять деньги на некие "приоритеты", предупреждает Ясин: "Государство должно создать такие условия для частного бизнеса, чтобы он сам нашел и показал приоритеты сегодняшнего дня". В частности, по мнению президента ВШЭ Александра Шохина, именно правительство должно сейчас создавать эффективные механизмы перетока капиталов, снижать административное давление на бизнес и развивать негосударственные системы регулирования. "Насколько сработают правительственные меры, станет понятно, когда снизятся цены на нефть, - говорит Шохин. - Но я считаю, что времени для подготовки к этому достаточно".

Гадать или править
И все же экономисты не видят для России возможностей стать одним из мировых экономических лидеров. "Есть страны, такие, как Япония или США, которые самостоятельно определяют темпы не только своего роста, но и роста экономик других стран, - считает Шохин. - Россия вряд ли сможет занять такое место даже в сырьевом секторе. Но мы можем стать участником в определении роста инновационного сектора и цен на нем". А пока, по словам Ясина, уровень конкурентоспособности наших товаров обратно пропорционален глубине их переработки - то есть наибольшим спросом на рынке пользуются результаты не нашего труда (и тем более ума), а результаты доброты природы-матушки.
Правда, и сам бизнес не очень стремится повышать качество своих товаров: в России гораздо большим конкурентным преимуществом является монополизация рынков, в том числе за счет "административного ресурса". Ясин считает, что это нормально.
"Бизнес всегда стремится заработать наиболее легким способом, - говорит он. - Когда такие способы кончаются, тогда и появляется стимул к повышению конкурентоспособности". Видно потому, что легкие способы еще не исчерпаны, Шохин не слишком надеется на эффективность правительственного Совета по конкурентоспособности, о создании которого недавно объявил премьер-министр Михаил Фрадков. "Это просто псевдоним правительства", - иронизирует Шохин по этому поводу.