ОАО РЖД опустилось ниже рынка по лизинговым ставкам
..."Конечно, они небеспрецедентны, но на два-три процентных пункта дешевле, чем в среднем по рынку, - отмечает профессор Высшей школы экономики Виктор Газман. - Финансирование на таких условиях можно привлечь либо у западных финансовых институтов, либо входя в структуру крупных банков". Между тем иностранные банкиры к лизинговым программам ОАО РЖД пока относятся с осторожностью...
Как сообщили "Ъ" в ОАО РЖД, прием заявок на конкурс по обслуживанию лизинговых контрактов на 12 млрд руб. (в целом лизинговая программа на этот год - на 25 млрд руб. ) закончен 24-25 января. Обработка и анализ заявок от 19 лизинговых компаний завершены на днях. Итоги подводились отдельно по каждому из четырех предметов лизинга. Самой острой была конкуренция по пятилетним контрактам на рельсовые автобусы. Победило ООО "Лизинговая компания "Базис Лизинг"" , получившее контракт на 1,5 млрд руб. на рельсовые автобусы и на часть полувагонов, предложившее ставку финансирования 9,69% годовых. Однако основной объем полувагонов (срок лизинга - 6,5 года) ОАО РЖД поставят ООО "ФК "Объединенные инвесторы"" и ООО "Фондовый мир" , предложившие ставку 9, 95 % годовых. ОАО "ЛК "Магистраль Финанс"" со ставкой 10, 1 % годовых получило право на контракты на часть полувагонов, а также на весь объем пассажирских вагонов и вагонов электричек. "Мы удовлетворены результатами конкурса и ожидаем еще больше го интереса к следующему, который состоится весной" , - отметил глава департамента инвестиционной деятельности ОАО РЖД Игорь Коломейский. Более подробно распределение объемов контрактов между победителями в компании не раскрывают.
Отметим, что ОАО РЖД удалось серьезно улучшить условия лизинговых контрактов по сравнению с 2005 годом, когда средняя ставка составила 12,3%. Более того, эксперты по лизингу уверяют, что ставки лизинговой программы ОАО РЖД этого года на 20-30% ниже рыночных. "Конечно, они небеспрецедентны, но на два-три процентных пункта дешевле, чем в среднем по рынку, - отмечает профессор Высшей школы экономики Виктор Газман. - Финансирование на таких условиях можно привлечь либо у западных финансовых институтов, либо входя в структуру крупных банков". Между тем иностранные банкиры к лизинговым программам ОАО РЖД пока относятся с осторожностью. "Мы не участвовали в конкурсе, - поясняет Виталий Ляскавка, гендиректор ООО "Ханса Лизинг" (входит в Наша Bank Group, принадлежащую Swedbank). - В основном потому, что контракты рублевые. Но кроме того, пока невозможно адекватно оценить риски ОАО РЖД. По формальным признакам это вполне надежное вложение, но о реальной ситуации в компании данных не хватает". Не оказалось среди победителей и лизинговых компаний, близких к крупным российским банкам. Собственно, в этом году повторилась ситуация прошлого победили компании, о которых на рынке почти ничего не известно, хотя две из них уже выигрывали конкурс ОАО РЖД по лизингу в 2005 году. Кое-что новое удалось узнать только про "Магистраль Финанс" , - рассказали "Ъ" в одной из крупных лизинговых компаний. - По неофициальной информации, она подконтрольна "КИТФинанс". Остальные называют структурами менеджеров ОАО РЖД. Что неудивительно. Не большие компании на этом рынке могут привлечь значительный объем средств только под такие неформальные гарантии". "На самом деле это нормально, когда крупные холдинги создают внутри себя лизинговые компании, - полагает Виктор Газман. - Не понятно только, зачем делать структуру настолько непрозрачной и создавать видимость распределения контрактов на открытых конкурсах".
Источник "Ъ" в ОАО РЖД сообщил, что четыре победителя конкурса предоставили гарантии трех банков, в том числе Транскредитбанка - опорного банка РЖД. Однако отраслевые эксперты уверены, что они могут рассчитывать лишь на краткосрочное финансирование. "Это обычная ошибка молодых лизинговых компаний, - отмечает господин Ляскавка. - Они думают, что сумеют короткими займами рефинансировать контракты по низким ставкам в течение всего срока лизинга. Но это большой риск в рамках долгосрочных контрактов".