• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От хрупкого баланса - к прочному тандему

Биржа (Нижний Новгород). 2006. № 35. 11 сентября

...Председатель РСПП Александр Шохин рассказал, что ради "состыковки" взглядов бизнеса и власти на проблемы промышленного развития начиная с нынешнего июня был запущен механизм регулярных совместных заседаний РСПП и коллегии Минпромэнерго. В связи с этим Шохин предложил нижегородским промышленникам и предпринимателям направлять свои предложения в форме обобщенного видения дальнейшего экономического развития России и регионов в РСПП...

"Взаимодействие бизнеса и власти в регионах. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий" - такова была тема круглого стола, проведенного 6 сентября в Нижнем Новгороде Министерством промышленности и энергетики РФ и РСПП в рамках XI Международного промышленно-экономического форума "Россия единая".

"Меньше власти, больше бизнеса"
Председатель РСПП Александр Шохин рассказал, что ради "состыковки" взглядов бизнеса и власти на проблемы промышленного развития начиная с нынешнего июня был запущен механизм регулярных совместных заседаний РСПП и коллегии Минпромэнерго. В связи с этим Шохин предложил нижегородским промышленникам и предпринимателям направлять свои предложения в форме обобщенного видения дальнейшего экономического развития России и регионов в РСПП.
"Мы в РСПП убеждены, что частная инициатива и конкуренция - это основа промышленного и экономического роста страны, - подчеркнул Александр Шохин. - А государство должно свою роль и свое присутствие в экономике реализовывать прежде всего через создание благоприятных условий для устойчивого промышленно-экономического роста".
Председатель РСПП привел такой пример: благодаря "затяжному" диалогу с правительством удалось во многом нормализовать налоговое администрирование, и принятая в июле поправка к первой части Налогового кодекса сделала отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами более прозрачными и предсказуемыми. РСПП также много работал с ФАС при подготовке новой редакции закона о защите конкуренции.
И вообще, в последнее время сложилась такая практика, что между первым и вторым чтением того или иного закона, создающего среду для бизнеса, идет очень напряженная дискуссия. Правительство теперь не торопится продвигать свою первоначальную "идеологию" через Госдуму, а идет на диалог, в ходе которого вырабатываются компромиссы. "То есть и власть, с одной стороны, понимает, что без учета интересов бизнеса трудно решать вопросы повышения конкурентоспособности на базе инновационного развития, и бизнес сейчас лоббирует не интересы конкретных компаний и групп, а скорее универсальные правила игры".
"Что больше всего не устраивает в отношениях бизнеса и власти? Коррупция. Если в 90-е годы коррупция выражалась в том, что крупный бизнес "приватизировал" государство, понуждая его действовать в собственных интересах, то в последнее время речь идет о захвате государством бизнеса. Чиновникам уже не надо ждать, когда им "занесут" за принятие определенного решения, чиновники сами решают, какие виды бизнеса поддерживать и какие формы регулирования применять, чтобы поощрить свои компании".

Острие земельного вопроса
Самым конкретным вопросом на ближайшее время становится вопрос о выкупе земли под приватизированными промышленными предприятиями, подчеркнул Шохин. 14 сентября правительство рассмотрит поправки к соответствующему законодательству. Дело в том, что бизнес сумел убедить президента России поддержать точку зрения РСПП и пойти по либеральному пути решения проблемы. Речь идет о том, чтобы ставка выкупа земли была минимально 2, 5 % от кадастровой оценки. И это включено сейчас в проект закона. Местные региональные бюджеты, конечно, не в восторге от того, что переоформление прав пойдет по льготной схеме.

Государство экономике необходимо
"Еще недавно считалось, что самое главное в промышленной политике - чтобы ее не было, - грустно пошутил зам. министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус. - Дескать, просто не мешайте нам - рынок сам все расставит на свои места. Однако экономические результаты развития страны при таком подходе доказали, что без участия государства в экономике не обойтись. Без государства отечественная экономика не сможет полноценно конкурировать не только на внешнем, но даже на внутреннем рынке". Но и другая крайность - "государственное засилье" - также непродуктивна. "Мы считаем, что не нужно лезть в систему управления предприятиями" , - подчеркнул Андрей Реус.
Он сообщил, что нынешняя государственная экономическая политика такова: не распылять поддержку "равномерно по всем направлениям" , а определять приоритеты и сосредотачиваться на них.
Первый приоритет - авиация. "Это даже не столько экономическая, сколько политическая задача. Понятно, что без авиации страна не сможет себя защитить". Причем как раз в авиации конкуренция представляется излишней. Поэтому государство пришло к идее создания объединенной авиакорпорации.
А вот к судостроению, например, требуется иной подход. Вычленяются основные направления - шельф, рыболовство, строительство судов "река-море". При этом стратегическая задача - "чтобы российские грузы перевозились на российских судах".
У легкой промышленности - свои специфические проблемы. Здесь, по выражению Реуса, наблюдается "сумасшедший процент теневого рынка". Поэтому в данной сфере ключевой вопрос - наведение порядка, эффективные меры по пресечению контрабанды и контрафакта.
Отдельная тема - инновации. Пока Россия в целом отстает в инновационном развитии. До такой степени, что даже чипы на новые российские паспорта придется ставить иностранного производства. Поэтому сейчас в федеральном бюджете начинают появляться отдельные строчки гарантий под определенные направления инновационного развития.

Взгляд из региона
В Нижегородской области инновации также являются приоритетом. Но есть два пути их поддержки: льготное налоговое поле или "нормальное" поле для инноваций параллельно с созданием "тяжелых" условий для тех, кто инновационной деятельностью не занимается. Валерий Шанцев верным полагает второй путь. Он против "свободных зон" из-за неминуемых злоупотреблений.
Залог успеха экономического развития нижегородский губернатор видит в выравнивании бюджетной обеспеченности жителей различных российских регионов и в притоке инвестиций.
Особо Валерий Шанцев выделил малый бизнес как "одну из серьезнейших сфер" , которую необходимо поддерживать. Число малых предприятий в регионе выросло до 2,5 тысячи, на которых трудятся 470 тысяч человек. При этом для губернатора важно, что происходит переход от торгово-посреднической деятельности к реальному производству - хотя и медленно.
Шанцев заверил собравшихся, что "тот, кто занимается делом, для нижегородского правительства - человек номер один".
Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев поддержал Шанцева, заявив, что секрет успешного взаимодействия власти и бизнеса прост: во-первых, присутствие во власти большого количества промышленников и предпринимателей (площадка для общения с ними существует на уровне ОЗС). Во-вторых, наличие энергичного губернатора - каковым и является Валерий Шанцев. В-третьих, покупать и пользоваться услугами на территории области друг у друга - по поводу чего в регионе недавно была подписана соответствующая хартия.
Практическим результатом было подписание соглашения о взаимодействии между координационным советом объединения промышленников и предпринимателей в ПФО и Ассоциацией региональных банков России в Приволжье.