• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Забастовка в разрезе

Парламентская газета. 2007. № 112. 6 сентября

Две ключевые причины, по которым сегодня очень легко "раскачать лодку", назвала Татьяна Четвернина, директор Института управления социальными процессами Высшей школы экономики.

Совершенствовать правовое регулирование рабочего движения призвали депутатов московские ученые, обсудившие за "круглым столом" плюсы и минусы состоявшихся в России забастовок.

Напомним: по действующему законодательству трудовой коллектив, не подвергая себя угрозе уголовного преследования, может применить единственную форму давления на работодателя— голодовку.

Тем не менее забастовки на российских предприятиях происходят. Как правило, их организуют не официальные, давно зарегистрированные и собирающие взносы профсоюзы, а новые, альтернативные, порой как раз формирующиеся по ходу событий.

Словом, уже сложился стереотип: для тех, кто стремится войти в политику "с нуля", возмутить спокойствие — это отличный способ "пропиариться", создать себе лицо и имидж. Впрочем, политические амбиции известных и безвестных личностей участники "круглого стола" признали важным, но далеко не единственным фактором заметного обострения отношений между наемными работниками и работодателем.

Две ключевые причины, по которым сегодня очень легко "раскачать лодку", назвала Татьяна Четвернина, директор Института управления социальными процессами Высшей школы экономики.

Это страшно низкая зарплата рабочих, особенно непрофильного производства, и просчеты руководителей предприятий в социальных программах. Дополнительный раздражитель — бешеная, в десятки раз разница в доходах менеджмента и участников основного производства. Существенна и разница в оплате труда внутри одной отрасли. Допустим, в автомобильной промышленности на разных заводах слесарю на конвейере платят от 6 до 18 тысяч рублей. А работа одинаковая.

По мнению Евгения Ясина, бывшего министра экономики в одном из ельцинских правительств, ныне научного руководителя Высшей школы экономики, всколыхнувшееся рабочее движение — закономерный шаг в развитии рыночной экономики в России. Теперь уже ясно, что становление рынка — процесс не сиюминутный, а длительный. И на каком-то этапе непременно должны оформиться нормальные, цивилизованные отношения между трудом и капиталом. Прогноз ученого: борьба двух классов будет нарастать и обостряться.

Но этого не нужно бояться. Для страны это не беда, а благо, так как рабочее движение — исторически запатентованный двигатель прогресса, в том числе научно-технического. Так, сложившуюся диспропорцию между ускоренным ростом зарплаты и замедленным ростом производительности труда бизнес упорно стремился сгладить выжиманием пота. Но забастовки подталкивают его на другую стезю: вкладывать деньги в новые проекты, технологии, подготовку квалифицированных кадров.

Органичное сплетение рабочего движения с политическим курсом государства констатировал Владимир Наумов, вице-президент — исполнительный директор Института профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. За доказательствами далеко ходить не надо. На 6-м съезде российских профсоюзов Президент страны четко определил свою позицию, открытым текстом сказав, что рост производительности труда – это в первую очередь обязанность работодателя.

А элементарный анализ обстановки, складывающейся на том же "АвтоВАЗе", убеждает, что здесь параллельно нарастают активные действия власти по наведению порядка и давление рабочих на работодателя. Известно, что протестному брожению в заводских цехах предшествовала так называемая зачистка. Милиция перекрыла каналы воровства с завода запчастей и деталей. Пресечена работа "третьих смен", когда собирались автомобили в пользу бандитских группировок. Общий вывод "круглого стола", своего рода научное предвидение: стачечное движение — признак возрождения отечественной индустрии. Изучив хронологию протестных акций, ученые обнаружили, что жесткие требования к работодателю рабочие выдвигают на тех предприятиях, в закромах которых накапливаются значительные ресурсы и для модернизации производства, и для повышения зарплаты, и для реализации социальных программ. Так, первая волна забастовок в 2005—2006 годах прокатилась по транснациональным нефтегазодобывающим компаниям.

Под следующую попали пивоваренная компания Heineken и питерский завод Coca-Cola. Очередным "девятым валом" накрыло автомобильную промышленность.

Серию забастовок провели рабочие завода Ford, что во Всеволжске. Как в этот перечень попал неоднократно отпевавшийся "АвтоВАЗ"?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала отделить зерна от плевел. Что завод дышит на ладан — это версия воротил отечественного автопрома.

А вот информация снизу. Побывавшим в смутные дни в Тольятти журналистам рабочие сообщили, что в прошлом году с заводского конвейера вырулили 900 тысяч машин.

А в ближайшем будущем руководство планирует запустить еще одну линию, которая сможет выпускать ежегодно 400 тысяч автомобилей.