• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куда уехал сыр?

Московские новости. 2007. № 226. 12 октября

- Неправильно ограничивать экспорт зерна из России или закрывать наш рынок для импорта, - считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Пошлины - это стрельба по своим. Если мы защитим потребителя, то пострадают производители, и наоборот. Рыночная экономика связана с рисками. Колебания цен в рыночной экономике неизбежны. И это ее достоинство.

Прогноз роста цен на конец сентября - начало октября превышен почти в три раза. Официальная инфляция Росстата составила 0,8 процента вместо 0,3 процента. И то показатель этот весьма занижен. Личная инфляция, которую ощущают граждане, оказалась в несколько раз выше.

В последние недели покупатели покидают магазины в состоянии шока, отмечая, что цены на некоторые товары - подсолнечное масло, молочные продукты, сыр - поднялись в полтора-два раза. Некоторые резко подорожавшие продукты вообще могут забыть дорогу в наши желудки.

Это вопрос времени. Что же касается дня сегодняшнего, то правительство, дремавшее до определенного момента, вдруг встрепенулось, получив пенделя от неунывающего президента РФ В. В. Путина. Беспрецедентный рост цен в стране стал главной темой на встрече гаранта Конституции с кабинетом министров в начале недели. Все-таки выборы на носу, а избиратели недовольны.

Итак, президент выразил обеспокоенность, премьер-министр Виктор Зубков пообещал разобраться, а новый министр экономического развития Эльвина Набиуллина даже назвала конкретные меры выхода из назревающего кризиса. Но прежде растолковала главе государства, а заодно и населению, почему дорожают продукты.

Одним из главных виновников, как и в ситуации с повышением цен на хлеб (вспомним лето 2007 года), был назван мировой рынок. Его влияние в эпоху глобализации, кажется, уже неизбежным. Проблемы по цепной реакции перекидываются с одного рынка на другой. Вспомните, как только в Европе начался колоссальный дефицит сухого молока, принялись "доить" нас. А отечественный рынок, не будем забывать, "завязан" на экспорте продукции. Российское сырое молоко, в котором мы в свою очередь стали испытывать дефицит (спрос на него в стране тоже велик), интенсивно пошло за океан, вместо того чтобы оказаться на прилавках магазинов.

Бред, конечно, но вместо отечественного продукта пришлось довольствоваться импортным и платить втридорога, потому что Европа в свою очередь отменила экспортные субсидии на молочную продукцию. В связи с этим глава МЭРТ предложила правительству рассмотреть возможность снижения импортных пошлин на молоко и молочную продукцию, дабы мы с вами не разорились.

По словам Набиуллиной, планируется также стимулировать отечественное сельхозпроизводство. В частности, в правительство внесен проект постановления по повышению экспортных пошлин на пшеницу и ячмень. Такое решение связано с ростом спроса на сельхозсырье со стороны развивающихся экономик Китая, Индии.

- Неправильно ограничивать экспорт зерна из России или закрывать наш рынок для импорта, - считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Пошлины - это стрельба по своим. Если мы защитим потребителя, то пострадают производители, и наоборот. Рыночная экономика связана с рисками. Колебания цен в рыночной экономике неизбежны. И это ее достоинство.

Зато всегда есть товары и не будет дефицита. Товарные интервенции являются лучшим способом для исправления ситуации с ростом цен на продовольственные товары в России. При интервенциях, которые осуществляются в случае недостатка на рынке сельхозпродукции и повышения рыночных цен сверх уровня, не нарушаются законы рынка.

Еще одна возможная причина резкого скачка цен на продукты, о которой не говорила глава МЭРТ, но заговорили в ФАС - результат лоббирования производителями высоких импортных пошлин, выживание более дешевых зарубежных товаров с рынка, а также ценовые сговоры. Здесь вообще следует сказать, что у нас проблема с монополией на производство таких товаров, как мясо, молоко. На любом локальном рынке, как правило, есть всего два-три крупных поставщика, и, конечно, у них возникает большой соблазн завысить цены.

Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил журналистам, что его ведомство оперативно проверит рынки, где отмечен рост цен. Он напомнил, что в настоящее время подготовлены поправки в закон о торговле, предполагающие изменение планки доминирования для торговых организаций на рынке с 35 до 20 процентов.

- Контролировать цены ритейлеров - значит бороться с внешними проявлениями проблемы, важнее найти и решить проблемы в сырьевой базе, на российском рынке, в частности, молочной продукции, где очевидный дефицит сырья, - считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. - Рост средних цен на отдельно взятые продукты не всегда спровоцирован ростом закупочной цены или наценкой при розничной продаже. За последнее время появилось достаточно много продуктов, ориентированных на обеспеченных покупателей, они стоят дороже, что влияет на среднюю цену. И в этом нет прямой вины сетевиков.

Вину сетевиков также отрицает постоянный экономический эксперт "МП" Валерий Петров, член правления Гильдии финансовых аналитиков.

- Непонятно, почему МЭРТ не заложил в инфляционные ожидания этого года такой фактор, как выборы. Этот период всегда характеризуется повышением роста доходов населения, а значит, растет потребительский спрос. Производители же испокон веков ставили высшую планку цены по уровню доходов самых состоятельных из покупателей.

На законный вопрос, что же будет с пенсионерами, чьи доходы растут гораздо медленнее, чем цены на продукты, эксперты согласились, что может вернуться система продовольственных карточек. Однако не стоит путать ее с той, что была в начале 1990-х годов. Тогда мы испытывали дефицит продуктов, в новом тысячелетии нам грозит неугомонный рост цен, оправданный объективными факторами на мировом рынке.

- В США, например, дотирование малоимущих слоев населения стало обычной практикой. К нам она тоже приходит. Уже существуют социальные столовые и бюджетные магазины, - отметил Валерий Петров.

Страшно подумать, но постоянными посетителями таких заведений может стать в конечном счете большая часть нашего населения. Разница в доходах между богатыми и бедными у нас слишком велика. К тому же многие эксперты считают, что сдерживание цен административными методами в итоге возымеет обратный результат.

- В ближайшие месяцы, я уверен, будут предприняты меры по увеличению импорта, а губернаторы вызовут производителей и скажут им, сколько у нас должны стоить те или иные товары. Вспомните ситуацию с подорожанием цен на бензин. Чем у нас там все закончилось? Просто Фрадков пригласил к себе крупнейших производителей, и все - цены остановились. То же самое будет делаться и сейчас. Это фактически является жестким государственным вмешательством. Однако запас нереализованного повышения цен, который накопится за время искусственного сдерживания, непременно выплеснется наружу. Когда - это, конечно, вопрос. Скорее всего весной-летом после выборов президента, - прокомментировал ситуацию руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.

Уже в этом году всем ясно, что в рамках заявленных 8 процентов инфляцию сдержать не удастся. Перед выборами ее могут загасить административными мерами, но все равно она на 1 - 0,5 процента будет выше. А вот в следующем году инфляция рискует вырасти до 15 - 20 процентов, считают аналитики. Ведь не надо забывать и о том, что на ближайшие годы уже запланирован существенный рост тарифов на газ и электричество, что не может не сказаться на ценах, тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Поэтому есть высокая вероятность того, что у 50 - 60 процентов россиян инфляция съест увеличение зарплат и пенсий. А для 20 процентов материальное положение может даже ухудшиться.