• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тариф "благородный"

Новая газета. 9 декабря 2009

Научный руководитель Евгений Ясин: "Я считаю, что рост цен все же необоснован. Это результат действия монополий, а в конкурентной среде мы бы увидели снижение цен".

О том, что издержки в конечном счете перекладываются на потребителя, знают все. Но никто не знает, каковы реальные издержки естественных монополий, в том числе в сфере ЖКХ. Поэтому установление тарифов - всегда процесс не столько экономический, сколько политический. По принципу - с потребителя берем ровно столько, чтобы он (массовым порядком) не вышел на улицы. Столичные власти решили, что в 2010 году точка невозврата находится на уровне 26% роста коммунальных тарифов.

Для потенциально несогласных граждан была сделана оговорка: вообще-то мы планировали повысить тарифы на 44%, но, понимая ваши кризисные обстоятельства, мы сошлись на более скромной сумме.

Вообще-то инфляция в следующем году планируется на уровне, близком к 10%, а значит, еще 15% москвичи заплатят именно в рамках борьбы с кризисом. Хотя если вспомнить, схожая по масштабам индексация тарифов наблюдалась и в "тучные" годы. И прежде, и сейчас главным остается вопрос: на что идут дополнительные деньги.

"Объяснение повышения тарифов простое: нет никакой прозрачности их формирования, - напоминает лидер партии "Яблоко", экс-депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - И застрельщиком здесь выступает вовсе не столичное правительство. Рост начинается с тарифов на газ на федеральном уровне. На этом топливе работают электростанции и котельные. И так далее, по всей цепочке. В итоге страна платит за проекты, подобные газоскребу".

Впрочем, экономисты видят и объективные причины, рождающие рост затрат коммунальщиков. К примеру, подорожание импорта из-за курсовых колебаний. "Сейчас на издержки влияет присутствие импортных компонентов, - говорит Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики. - У сантехников, например, иностранные унитазы или краны". Евгений Григорьевич, однако, призывает не преувеличивать значение этого фактора: "Я считаю, что рост цен все же необоснован. Это результат действия монополий, а в конкурентной среде мы бы увидели снижение цен".

Под монополиями можно понимать далеко не только монстров типа "Газпрома". Под определение подходит любой ЖЭК, не имеющий конкурентов в части сбора и распределения платежей от граждан. Вопрос распределения особенно интересен.

Возьмем, к примеру, дворников. Они, за минусом статистической погрешности, мигранты. То есть существа бесправные. Поэтому они могут получать на руки, скажем, 13 тысяч рублей, а в ведомости расписываться за 17. На один московский двор приходится не менее 4 дворников. Вот и считайте масштабы возможной неучтенки.

Ценообразование на коммунальные услуги еще менее прозрачно, чем отношения в ЖЭКе. К примеру, поставив счетчики на холодную и горячую воду, семья, имеющая ребенка (это стиральная машина в режиме нон-стоп плюс непрестанное кипячение детской посуды), экономит до 30% против той суммы, которую должна была бы платить исходя из правительственных нормативов. Статистику по редко бывающим дома холостякам лучше не приводить. По нормативам за горячую и холодную воду каждый москвич платит около 450 рублей в месяц, или около 5400 рублей в год, тогда условная переплата за неиспользуемые в реальности кубометры составит более 1600 рублей. В городе около 10 миллионов жителей. Калькулятор, кажется, не нужен.

Отсюда - деловое предложение. Раз уж радикальное повышение тарифов в следующем году неминуемо, давайте за счет дополнительных доходов реализуем городскую программу "Счетчик". Установим - бесплатно - в каждой квартире приборы индивидуального учета для воды, отопления и газа. Тогда с учетом любой индексации граждане заплатят меньше. А главное - будут знать за что. Между прочим, ровно такую идею выдвинул в послании Федеральному собранию президент Медведев. Так зачем тянуть?