• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открыться внешнему миру

Ведомости. 23 декабря 2009

Макроэкономические перспективы Ростовской области и Краснодарского края в аналитическом материале заместителя завкафедрой региональной экономики и экономической географии ГУ-ВШЭ, профессора Алексея Скопина.

С точки зрения исключительно статистических показателей экономическая ситуация в Краснодарском крае и Ростовской области выглядит более или менее одинаковой. Реальная же макроэкономическая оценка состояния того или иного региона, а соответственно, и его инвестиционная привлекательность определяются сегодня заинтересованностью в нем федеральной власти.

Инвесторы делятся на две группы - внутренние (т. е. региональные) и внешние, которые, в свою очередь, подразделяются на отечественных и иностранных.

 Сейчас долгосрочный интерес к Краснодарскому краю со стороны федеральной власти, а соответственно, и всей второй группы инвесторов (а она более привлекательная) гораздо выше, чем к Ростовской области. В крае реализуется крупнейший на ближайшие четыре года федеральный проект - подготовка к Олимпиаде. Так что Кубань по меньшей мере до 2014 г. обеспечена постоянным денежным притоком из федерального бюджета - более мощным, чем Ростовская область. Это, в свою очередь, станет компенсирующим фактором каких-либо кризисных явлений.

Но даже если отбросить интересы федеральной власти, общая институциональная ситуация в Краснодарском крае остается менее рискованной для инвесторов, чем в Ростовской области. Почему? Край больше открыт по отношению и к федеральному центру, и к внешнему миру. Здесь проходит один из крупнейших в стране ежегодный инвестиционный форум - это производит на инвесторов большое впечатление, если речь идет об оценке рисков (они есть в обоих регионах). Другой пример - проект игорной зоны, к которому край подошел с большей ответственностью:власти пообещали построить инженерную инфраструктуру "Азов-сити"- и они ее построили. Как ею воспользуются или не воспользуются инвесторы - другой вопрос, но по факту власть свои обязательства полностью выполнила.

 Для внешнего наблюдателя более чем очевидно, какой регион предпочесть для одного и того же проекта.

Ростовская область, напротив, остается закрытой и непонятной территорией с достаточно жестко выстроенной управленческой структурой, которая не нуждается в какой-либо открытости по отношению к внешнему миру. Причем эта закрытость повсеместна. Она проявляется на крупнейших предприятиях, таких как "Тагаз"или "Юг Руси", по которым сложно, а иногда просто невозможно получить какую-либо информацию.

 Но главное - она проявляется на уровне области в целом, на уровне ее организации.

 Управленец выстраивает на своей территории структуру, которая понятным образом максимизирует его доход, и он не заинтересован раскрывать ситуацию.

Как следствие несовершенства системы управления возникает другая проблема - анализ статистических данных. В жестких структурах управления органы статистики являются их частью, поэтому статистика прямо выполняет заказ сверху на то, какая статистика должна быть. Как в Советском Союзе:все плохо, но, по статистике, все не так уж плохо.

Здесь наступает конфликт цифры и личностной оценки для стороннего наблюдателя:приезжая в Ростов, видишь, что строятся новые здания, реализуются новые проекты, но, с другой стороны, остается впечатление серости. Помимо строек и проектов общий ландшафт города и/или региона должен радовать глаз, чего в Ростове не происходит.

Не факт, что июнь будущего года станет для Ростовской области решающим (в июне 2010 г. истекают полномочия губернатора Ростовской области Владимира Чуба. - "Ведомости"). Чтобы двигаться в новом направлении, нынешнего губернатора и его окружение должна сменить принципиально новая команда, которая открыла бы территорию внешнему миру.

Но этого мало. Здесь нет, как в Краснодарском крае, децентрализации региона. В крае она сложилась естественным образом:Краснодар и Сочи с одной стороны, города курорты по побережью - Анапа, Геленджик - с другой, портовые города Новороссийск, Туапсе, Ейск - с третьей. У каждого города есть собственные точки роста. В Ростовской области благодаря жесткой централизации власти распределения ресурсов по территориям региона не происходит - наоборот, все ресурсы притягиваются в Ростов, там происходит их концентрация. А если посмотреть более детально, ресурсы концентрируются не в самом городе, а в областной структуре власти.

Области необходима децентрализация. Продолжать развивать территорию промышленно не получится. Необходимо начинать развивать сервис, но для него нужны принципиально новые составляющие, первая из которых - открытость. Краснодарский край продолжит исторически формировать туристический поток, Сочи и новая инфраструктура станут лишь дополнительным преимуществом.

Это означает, что Ростовская область начнет терять свой турпоток (пусть маленький, но он есть на Азовском побережье);конкурировать с Черноморским побережьем станет очень тяжело, почти невозможно. Также регион может усилить свои позиции за счет транспортной инфраструктуры. Если большую часть грузов передать в Таганрогский порт, это пошло бы на пользу не только городу, но и всей прилегающей территории, потому что город во многом зависит именно от развития порта. Но пока Ростов будет выполнять функции принимающего решения, а все другие города области, включая Таганрог, выполняющих эти решения, о каком бы то ни было развитии региона опять можно будет лишь говорить.

В Ростовской области благодаря жесткой централизации власти распределения ресурсов по территориям региона не происходит - наоборот, все ресурсы притягиваются в Ростов, там происходит. Области необходима децентрализация. Продолжать развивать территорию промышленно не получится.