• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не нефтью единой

Новые известия. 25 ноября 2010

По словам проректора ГУ-ВШЭ, директора Института анализа предприятий и рынков Андрея Яковлева, возможность для быстрого повышения доли несырьевого сектора есть

Когда наша экономика слезет с нефтяной иглы?

Власти хотят быстро и резко уменьшить зависимость бюджета от экспорта сырья

Минфин предлагает в 2012-2014 годах вернуться к ограничению ненефтегазового дефицита бюджета в пределах 4-5% ВВП, заявил вчера министр Алексей Кудрин. Предложение весьма смелое, если учесть, что нынешняя "дыра" в три раза больше. По мнению экспертов, существенно сократить зависимость бюджета от энергоресурсов можно только за счет структурной перестройки отечественной экономики. Это полностью совпадает с курсом властей на модернизацию, но провести ее так быстро вряд ли удастся из-за неэффективности государственного управления.

До кризиса у правительства были планы сократить уровень ненефтегазового дефицита до 3,7% ВВП, однако глобальная экономическая рецессия спутала все карты. Доходы бюджета резко снизились, а расходная часть, напротив, выросла из-за необходимости финансировать антикризисные меры, а потом из-за резкого повышения социальных обязательств, в частности размера пенсий. Если до кризиса в бюджет направлялась лишь часть доходов от экспорта энергоресурсов в виде так называемого "нефтегазового трансферта", а остальное шло в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, то сейчас все нефтегазовые доходы полностью идут на покрытие дефицита бюджета. Залезать приходится и в ранее накопленные резервы.

Иными словами, за довольно короткий промежуток времени зависимость федерального бюджета от углеводородов выросла в разы. Говоря об объемах ненефтегазового дефицита, г-н Кудрин признал: "Сегодня мы имеем 13,9%". А задачу он поставил "опуститься до уровня 4-5%". И сроки определил: "Я думаю, к весне на новый период бюджетного цикла 2012-2014 годов мы сделаем такие предложения". Пока же мы "сидим на игле " так глубоко, что даже возвращение нефтяных цен на вполне адекватный уровень нас уже не устраивает.

По словам г-на Кудрина, от профицита бюджета в размере 5-6% ВВП при цене на нефть примерно в 70 долларов за баррель Россия упала до дефицита в 5-6% примерно при том же уровне цен. Он также отметил: "Если до кризисного 2008 года мы тратили 6,5-7% нефтегазовых доходов на расходы бюджетной системы, то сейчас -13-14%". Напомним, ранее глава Минфина утверждал, что для бездефицитности федерального бюджета нужно, чтобы в следующем году "черное золото" стоило 109 долларов за баррель, а в последующие два года - 105.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина считает, что предлагаемое Минфином ограничение ненефтегазового дефицита возможно, но отнюдь не через пару лет. "Учитывая то, что у нас в планах стоит к 2015 году выйти на бездефицитный бюджет, это как раз и предполагает, что ненефтегазовый дефицит составит порядка 5%. К 2015 году это реально, - сообщила она "НИ". - Но если в 2012 году у нас уже заложен обычный дефицит в 3,1%, то ненефтегазовый никак не может оказаться 5%".

По словам аналитика, власти сейчас ищут возможность получить дополнительные доходы не из сырьевого сектора, например, за счет повышения акцизов и увеличения собираемости НДС. "Если до кризиса, по нашим оценкам, собираемость НДС составляла порядка 70-72%, то сейчас она сократилась до 65%, в то время как средний европейский уровень составляет 88%, - заметила г-жа Пену хина. - За счет повышения собираемости НДС до среднеевропейского уровня, хотя это очень непросто, можно выиграть почти 1,5% ВВП". Но эта прибавка все равно не сможет заместить выпадение нефтегазовых доходов. Поэтому единственный путь, по мнению эксперта, - это структурная перестройка отечественной экономики. Чтобы ненефтегазовые доходы превышали нефтегазовые, несырьевой сектор должен доминировать над сырьевым.

Мы же от этого очень далеки. Алексей Кудрин вчера отметил: уровень промпроизводства в целом вышел на докризисный. Но это в целом, а по частностям картина совсем иная. "Машиностроение имеет минус 20% от докризисного уровня, чуть лучше, чем до кризиса сельское хозяйство, еще не вышло на докризисный уровень строительство, металлургия на 8% ниже, чем до кризиса", - сообщил министр, признав, что Россия пока не разрешила ключевые дисбалансы своей экономики.

По словам проректора ГУ-ВШЭ, директора Института анализа предприятий и рынков Андрея Яковлева, возможность для быстрого повышения доли несырьевого сектора есть. "Одно из исследований показало, что у нас различие в производительности труда в конкретной отрасли обрабатывающей промышленности между 20% лучших фирм и 20% худших достигает 16 раз. То есть наряду с достаточно эффективными компаниями существуют и те, что должны были умереть еще 10-15 лет назад. Если будут созданы условия для выхода с рынка неэффективных фирм и одновременного входа эффективных компаний, возможно существенное, в разы, повышение производительности труда и за счет этого повышение доли несырьевых секторов", - пояснил "НИ" ученый.

По его словам, некоторые позитивные сдвиги у нас уже есть, но все упирается в проблемы эффективности существующих институтов, стимулов, а в конечном итоге - в эффективность самого госуправления. "Нехватка позитивных сдвигов в экономике в значительной степени имеет место потому, что государство неэффективно, а те же предприятия не понимают политику правительства, - отметил г-н Яковлев. - Когда я как человек, ведущий бизнес, не могуспрогнозировать, что будет делать правительство, я и сам буду действовать гораздо осторожнее, буду меньше вкладывать денег в развитие бизнеса, опасаясь рисков". Процесс диверсификации, по мнению эксперта, - это не вопрос одного года. Например, в Чили, где на середину 1970-х годов имелась очень похожая на Россию структура экспорта, только вместо нефти там была медь, преобразования заняли порядка 15 лет. При вполне адекватной промышленной политике.