• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Монополия в обмен на инвестиции

Известия. 30 июня 2008

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, говорит, что битвы вокруг реформы электроэнергетики напоминали ему гладиаторские бои, где Анатолий Чубайс был главным гладиатором: "Казалось, что при таком количестве врагов, которые атакуют самые основы реформы, она не удержится и свернет с пути".

РАО ЕЭС уходит, оставляя отрасли на развитие триллион рублей

Обратный отсчет жизни одной из крупнейших монополий мира— РАО "ЕЭС России" идет уже не на дни—на часы. 1 июля компания прекратит свое существование, окончательно "передав дела" своим наследницам, созданным в ходе реформы электроэнергетики. Очередную страницу в своей трудовой биографии перевернет и Анатолий Чубайс, возглавлявший компанию в течение 10 лет.

 

Реформа для Чубайса или Чубайс для реформы...

Анатолий Чубайс, с именем которого связана реформа в электроэнергетике, возглавил РАО ЕЭС 30 апреля 1998 года. Однако, по свидетельству председателя комитета по промышленной политике Совета федерации Валентина Завадникова, первая попытка реформирования российской электроэнергетики была предпринята еще в 1997 году.

 

Выпущенный президентский указ, сдобренный громкими публичными заявлениями о намерениях государства, к сожалению, сколь-нибудь заметного влияния на ситуацию не оказал. Но симптоматично, что полномасштабные преобразования затеяли уже через несколько лет после создания компании. Значит, дела в отрасли обстояли далеко не так гладко, как об этом потом говорили многочисленные оппоненты Чубайса.

В то время как страна шаг за шагом продвигалась к рынку, энергетика, несмотря на смену вывески и акционирование энергопредприятий, по сути, оставалась островком административной экономики. И ничего бы страшного в этом не было. Да только Россия 1990-х жила уже по другим законам, нежели СССР десятью годами раньше: обеспечить миллиардные бюджетные вливания в энергетику государство уже не могло.

 

Действительно РАО "ЕЭС России" того времени — это колосс, едва стоящий на ногах. Общий уровень оплаты энергоресурсов не превышал 80%, из них только 14% "живыми" деньгами, остальное составляли зачеты и бартер. Энергетика уверенно приближалась к коллапсу. Кредиторская задолженность компании превышала дебиторскую на 7 триллионов неденоминированных рублей. Задолженность по заработной плате достигла 3 триллионов рублей. Общая задолженность организаций электроэнергетики в бюджеты всех уровней перевалила за 5 триллионов. Ни о каком новом строительстве и думать не приходилось. Средств не хватало на поддержание в работе того, что досталось в наследство от Советского Союза, на топливо, на зарплаты. Крупнейшему в мире энергохолдингу грозило банкротство, а уникальной Единой энергетической системе страны —крах.

Другими словами, "за преобразованиями в электроэнергетике стоит не выдумка Анатолия Чубайса и его команды, а реальная, острая потребность отрасли в инвестициях, уже ясно осознаваемая в конце 1990-х", убежден Завадников. Чубайс был нужен для того, что реформы запустить и провести.

 

На пути к порядку

"Опытный управленец идет разгребать авгиевы конюшни" — именно так большинство экспертов расценили появление Чубайса на посту Председателя Правления РАО "ЕЭС России". Действительно, в 1998 году до реформы было еще далеко. Задача номер один—попытаться навести элементарный порядок в отрасли. "Попытаться", потому что хаос в электроэнергетике конца 90-х, как это ни удивительно, был выгоден очень и очень многим. Главам регионов и муниципальных образований, получавшим электроэнергию почти даром. Бизнесменам, для которых стоящие на грани банкротства энергокомпании были лакомым куском. Борьба с неплатежами и финансовое оздоровление электроэнергетики были вовсе не в их интересах.

 

Но Чубайс гнул свою линию и за уши втаскивал, а если не помогало — "подгонял" рубильником несговорчивых потребителей в поле цивилизованной торговли электричеством. В результате доставка топлива для электростанций в отдаленные регионы страны больше не напоминала военные операции, а их жители перестали ночевать у костров. Но популярности Чубайсу это, разумеется, не прибавило: высокие кабинеты буквально "затопило" море всевозможных коллективных писем, служебных записок, обращений с единственным требованием — снимите Чубайса.

Битвы гладиаторов

 

Не меньшее сопротивление Чубайс и его команда встретили при обсуждении реформы.

Идея была простой — разделить отрасль на конкурентный и монопольный сегменты. Государству отдать контроль над стратегически важными секторами — диспетчерским управлением и магистральными сетями. Частнику передать производство и сбыт электроэнергии. Что это дает в плане инвестиций? Федеральный бюджет снимает с себя бремя вложений в генерацию и концентрируется на сетях и общем управлении энергосистемой. Частник приходит в электроэнергетику с так необходимыми ей миллиардами долларов и строит на них электростанции.

 

Но у очень многих—политиков, экономистов, чиновников, ученых — рыночные преобразования не встретили энтузиазма. В числе оппонентов Чубайса оказались и "политический тяжеловес" Эдуард Россель, и экономический советник президента Андрей Илларионов, и "энергетик со стажем" Виктор Кудрявый. Последний видел в рыночных преобразованиях угрозу уникальному советскому наследству — Единой энергетической системе. Свердловский губернатор полагал частные инвестиции в электроэнергетику несбыточными мечтами. В критике проектов реформы Андреем Илларионовым, что называется, "по совокупности" вообще слышались отголоски других, давно забытых споров.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, говорит, что битвы вокруг реформы электроэнергетики напоминали ему гладиаторские бои, где Анатолий Чубайс был главным гладиатором: "Казалось, что при таком количестве врагов, которые атакуют самые основы реформы, она не удержится и свернет с пути".

 Тем временем наметившийся в 2000 году экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления на 2—4% ежегодно. При этом парк оборудования был изношен, а новые станции, хоть и строились, но совсем не в тех объемах, что требовалось. Было ясно видно, что государство масштабные инвестиции в электроэнергетику не потянет, да и увеличивать тариф в два-три раза не решится. Аргументы сторонников реформы были просты: частные инвестиции, может, и "мечтания", но если оставить все как есть—к 2005 году можно будет забыть об экономическом росте. А там глядишь—и об экономике как таковой - просто не будет электричества. 

Сегодня Чубайс не без удовольствия цитирует своих былых оппонентов: "Нам очень часто говорили: вы хотите привлечь инвестиции? Сколько? Триллион? Да вы спятили! Это сделать невозможно. Эта задача неразрешима! В энергетику никогда никто в здравом уме не вложит ни рубля —только государство!" Такое право ему обеспечил почти триллион рублей инвестиций в электроэнергетику, вложенных частными корпорациями.

Строим рынок в отдельно взятой отрасли

 

Но это сегодня, а тогда, пять лет назад все только начиналось. Официальный "день рождения" реформы в электроэнергетике— 29 марта 2003 года: президент России Владимир Путин подписал пакет законов "Об электроэнергетике".

По всей стране развернулась реструктуризация АО-энерго. Региональные энергомонополии—"кирпичики", из которых состояло РАО, — "распаковывались" на генерирующий, сбытовой и сетевой бизнесы. Следующий шаг — формирование так называемых компаний целевой структуры отрасли. Крупные ГРЭС были распределены между шестью генерирующими компаниями оптового рынка (ОГК), небольшие электростанции — между 14 территориальными генерирующими компаниями (ТГК). Магистральные сети отошли под Федеральную сетевую компанию, а распредсети рассредоточились по 12 межрегиональным распредсетевым компаниям (МРСК). Все ГЭС объединились под эгидой ГидроОГК. Новые компании вышли на фондовый рынок. Первыми на биржевых площадках появились акции ОГК-5.

 

Параллельно шел процесс формирования рынка электроэнергии—естественной среды обитания новых компаний. 1 ноября 2003 года заработал сектор свободной торговли электроэнергией "5-15%". По словам главы Управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александра Пироженко, это был еще не совсем рынок, а "скорее тренажер для отработки технологий организованной торговли электроэнергией".

Следующий шаг был сделан в сентябре 2006 года. Правительственное постановление запустило новую модель оптового и розничных рынков электроэнергии. Цена здесь, как и положено, формируется на основе спроса и предложения. Правда, разом цены на откуп рынку отдавать не стали — либерализация поначалу охватила небольшую долю рынка электроэнергии, которая будет постепенно расти вплоть до 100% к 2011 году. На сегодня каждый пятый киловатт в стране покупается по свободным ценам. Впрочем, населения это не коснется — оно, как и раньше, будет покупать электричество по регулируемым государством ценам.

 

Инвестиции

Частные инвестиции не заставили себя ждать. Готовность государства полностью отказаться от контроля над генерацией позволила привлекать в ОГК и ТГК акционеров из числа крупных корпораций. Для этого было два ключевых инструмента. Во-первых, сами генкомпании проводили инвестиционные IPO — выпускали дополнительные акции, продавали их частным инвесторам, а выручка шла на финансирование инвестиционных программ в генерации. Во-вторых, продавались акции ОГК и ТГК, принадлежащие РАО "ЕЭС России", которые после реорганизации должны были отойти государству. Средства от этих продаж РАО "ЕЭС России" направляет на финансирование инвестпрограмм ФСК и ГидроОГК—будущих госкомпаний.

 

В результате, собственниками генерирующих компаний стали не только портфельные инвесторы и крупные российские компании (вроде СУЭКа, "Комплексных энергосистем", "Норильского никеля" и вездесущего "Газпрома"). В отечественную энергетику пришли серьезные мировые игроки: итальянская ENEL, немецкие концерны E.ON и RWE, финский Fortum.

Даже на фоне мирового фондового кризиса совокупный приток частных инвестиций в энергетику подбирается к планке в 1 трлн рублей. Много это или мало?

 

Сегодня в электроэнергетике реализуется масштабная инвестиционная программа на 2008—2012 годы. Она предполагает строительство 43,9 тыс. мегаватт новой генерации, 98,8 тыс. км линий электропередачи, 156,9 тыс. мегавольтампер трансформаторной мощности. Так вот триллион—это четверть ее объема и половина всех денег, которые будут направлены на строительство электростанций в ближайшие пять лет.

Через несколько часов РАО "ЕЭС" перестанет существовать. Но зачем ликвидировать такую успешную компанию? Ответ прост — конкуренция. Без РАО между новыми компаниями будет настоящее соперничество, но не за благосклонность "мамы", а за потребителя. Без конкуренции не может быть рынка. Без рынка не будет инвестиций. Без инвестиций не будет новых электростанций. Ну а чтобы узнать, что будет без новых электростанций в стране, где энергопотребление растет по 3—4% в год, достаточно посмотреть на пример ЮАР. Здесь от реформы электроэнергетики отказались. В результате— целая серия серьезных энергоаварий и решение о единовременном повышении тарифов на 60%. Ликвидация РАО — не слишком большая плата за стабильное энергоснабжение государства. Да и не стоит забывать, что Единая энергосистема, которую нередко путают с энергохолдингом-компанией, никуда не исчезнет.

 

Что же касается акционеров, то и они в накладе не останутся. Уже с 4 июля они станут получать на руки акции 23 компаний-наследниц РАО. По оценкам финансовых аналитиков, их суммарная стоимость уже превышает цену акций РАО на 40%.

О реформе энергетики...

Виктор Христенко, министр промышленности и торговли

За годы реформы в отрасли произошли колоссальные изменения, причем без малейшей потери управляемости Единой энергосистемой России, без малейшего снижения надежности энергосистемы. И в этом, безусловно, есть заслуга государства, которое заложило прочную нормативную основу для развития отрасли в новых условиях. Созданная практически с "нуля" правовая среда позволила без сбоев осуществить структурные преобразования на корпоративном уровне: "распаковать" региональные АО-энерго и сформировать новые генерирующие и сетевые компании, запустить новую модель рынков электроэнергии, обеспечить привлечение инвестиций.

Герман Греф, экс-министр экономического развития и торговли, ныне — председатель правления ОАО "Сбербанк"

Я считаю, что случилось невероятное: реформа электроэнергетики — крупнейшая структурная реформа в стране за последние годы — завершилась практически в установленные сроки. в истории российского реформаторства это уже само по себе беспрецедентный факт. при этом нужно учесть масштаб проделанной работы — оценка активов, "распаковка" вертикально-интегрированных АО-Энерго, создание новых компаний — эти процессы охватили все регионы России. прибавьте создание нормативной и законодательной базы — ведь большинство преобразований не имело прежде аналогов. это один из немногих случаев, когда те, кто задумал и сделал реформу, руководствовались долгосрочными интересами отрасли. к сожалению, сегодня это не часто встретишь, особенно в частном секторе. возможно, поэтому уже сейчас инвестпрограмма в энергетике — самая крупная среди всех отраслей экономики. чего, собственно, и хотелось на заре реформы.

Михаил Мень, губернатор Ивановской области

Недавний пуск первого энергоблока Ивановских ПГУ — событие общефедерального масштаба, но для нашего региона оно имеет особое значение, и за это я хочу поблагодарить лично Анатолия Борисовича Чубайса. Для Ивановской области это, безусловно, повышение инвестиционной привлекательности региона, так как свободные энергомощности - это важнейший показатель, на который ориентируется инвестор при выборе места для реализации того или иного проекта. К тому же жители Комсомольска (именно здесь расположена новая электростанция), а также выпускники Ивановского энергетического университета получат новые качественные рабочие места с достаточно высоким уровнем заработной платы.