• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВТО: стоит ли прыгать в последний вагон?

Россия. 28 августа 2008

Лев Якобсон, проректор Высшей школы экономики:

— Я принадлежу к числу тех, кто считает, что вступление в ВТО хорошо. А почему? Все зависит от того, как мы оцениваем перспективу развития нашей экономики. Если мы собираемся всю жизнь жить на энергоресурсах плюс на самообеспечении товарами низкого качества, все это предполагает выстраивание высоких таможенных барьеров. Если мы считаем, что не будем отсталой промышленной страной, которая полагается лишь на то, что у нее в земле заключено, а сможем свои мозги воплотить в продукцию, то встает вопрос уже не защиты наших производителей, а продвижения на зарубежные рынки передовой продукции. И вот тогда — если мы не будем в ВТО — мы захлебнемся и ничего не продвинем, так как при нынешних тенденциях глобализации нельзя производить, скажем, электронику или заниматься нанотехнологиями только для себя. Это нерационально. Стало быть, нужно искать баланс.

Давид Якобашвили, председатель Совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн":

— Вступление в ВТО может отрицательно сказаться на всем сельском хозяйстве России. Оно неконкурентоспособно: по производству тракторов страна сегодня находится в 1931 году, по производству обуви — в 1900 году, по производству молока — в 1958 году, по количеству коров мы где-то в 1948 году, по количеству коз и овец — в 1750 году. Молочное стадо сокращается с каждым годом на 6—7 %. Если такими темпами двигаться дальше, отечественную продукцию полностью заменит импорт. Потребление молока, сыра, творога, к примеру, во Франции ежегодно составляет 430 кг на человека, а в России — 220—210 кг. 80% говядины и 60% свинины тоже привозные. Мы не в равных условиях с Европой и Америкой. При ВТО российское сельское хозяйство, конечно, понесет огромные потери. С другой стороны — вступление в эту организацию необходимо для того, чтобы российские предприятия стали конкурентоспособными на международном рынке.

Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог":

— В сложившейся ситуации решение о приостановлении ряда соглашений по вступлению России в ВТО является неизбежным. Ухудшение отношений с Западом может негативно сказаться на инфляции в России, потому что российским компаниям и банкам необходимо занимать на внешнем рынке, а нестабильность и переоценка рисков увеличивают стоимость займов.

Сергей Недорослев, председатель Совета директоров группы авиастроительной компании КАСКОЛ :

— Страшна ли глобализация России? Например, Европа в 1972 году объединилась и сделала Airbus — проект небесного автобуса. Франция, Германия, а также Британия, которая на тот период была сильной авиастроительной державой, отказались от промышленного суверенитета в авиастроении. Они осознали, что не получается конкурировать с "Боингом", который занимал 80% мирового рынка дальномагистральных самолетов, и объединили свои усилия. Потеряв несколько десятков известных брендов, они сделали один, но известный каждому — Airbus. Сегодня он занял 50% рынка и успешно конкурирует с "Боингом". Безусловно, такая международная кооперация встречает ожесточенное сопротивление национальных политиков, но в долгосрочном измерении побеждает рынок.

Лет через 5—10 наша страна тоже будет интегрирована в эти кооперационные рынки. Большинство предприятий России, к сожалению, не будут производить полный цикл продукции, а станут специализироваться на каких-то операциях. При этом малые и средние предприятия не только не потеряют работу, а наоборот — приобретут ее в новой системе распределения заказов. Яркий пример тому "Гидромаш". Мы акционеры этого завода. Он находится в Нижнем Новгороде. Предприятию этому 200 лет. В 90-е годы был госзаказ, на котором сидел "Гидромаш", но он упал до нуля. В процессе кризиса предприятие было перестроено, сегодня делает шасси для всех типов самолетов и вертолетов, интегрируясь в мировой рынок. Примерно до 90% нашей продукции идет на экспорт. А те, кто не меняется, кто гибко не приспосабливается к новым условиям, не учится, проигрывают в глобальной экономической войне за конкурентоспособность.