• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не стоит ли постепенно переводить регионы на самоокупаемость?

Газета. 28 августа 2009

Ростислав Туровский, профессор кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ: "Строго говоря, регионы уже живут в ситуации самоокупаемости".

ВЯЧЕСЛАВ ПОЗГАЛЕВ / губернатор Вологодской области

Вопрос требует размышлений: "сразу в лоб" переводить регионы на самоокупаемость нельзя - слишком разные у них начальные условия. С другой стороны, безусловно, нужно создавать стимулы к тому, чтобы регионы начинали думать о собственных доходах. Ибо очень хорошо жить за счет трансфертов федерального бюджета. Вы посмотрите, в ходе кризиса пострадали те регионы, которые работают. А с тех регионов, которые "сидят на шее" у государства, ни один волосок не упал: как жили припеваючи, так и продолжают жить за счет других. Конечно, нужна система, которая понуждала бы территории заниматься развитием своей экономической базы.

БУЛАТ СТОЛЯРОВ / директор Института региональной политики

Нет, не стоит. Потому что в мире не существует хоть сколько-нибудь территориально диверсифицированных стран (а тем более таких больших и многочисленных по количеству субъектов, как Россия), где регионы находились бы на самоокупаемости. Собственно, региональная политика любой страны заключается в нахождении определенного баланса между донорами и реципиентами. И можно, наверное, рассуждать, каков этот баланс у нас (а он, конечно, неприемлем: доноров в России почти в 10 раз меньше, чем реципиентов), однако региональная политика большой страны - это всегда значительные объемы перераспределения.

Я бы ставил вопрос иначе: не пора ли нам наделить регионы достаточными полномочиями для осуществления самостоятельного развития. Он мне кажется более злободневным и корректным. И ответ здесь я даю положительный: безусловно, кризис показал крайне низкую устойчивость региональной политики и межбюжетной системы для того, чтобы реагировать на подобные вызовы. У нас на региональном уровне не осталось ни финансового ресурса, ни административного инструмента, чтобы всерьез влиять на экономическую ситуацию.

ГЕОРГИЙ ЧИЖОВ / вице-президент Центра политических технологий

В России это едва ли возможно - как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные заключаются в том, что значительное количество наших регионов просто по своим географическим особенностям не смогут быть экономически эффективными при сохранении единого пространства с Российской Федерацией и единых норм бюджетной обеспеченности и вообще уровня жизни. Грубо говоря, северные регионы всегда будут дотационными - да и не только они. Это не значит, что теоретически они не могли бы существовать сами по себе, но там тогда было бы совершенно иное правовое поле и так далее.

Ну а субъективная сторона вопроса заключается в том, что все-таки тенденция выстраивания вертикали власти, которая у нас вот уже сколько лет преобладает, сохраняет за государством и усиливает регулирующую функцию. Если иначе перераспредилить налоговые поступления, то уже сейчас, наверное, половина регионов могли бы быть самоокупаемыми и даже дополнительно платить налоги в федеральную казну. Но наша традиция состоит в том, чтобы сначала все забрать в центр, а потом уже делить.

РОСТИСЛАВ ТУРОВСКИЙ / профессор Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор политических наук

Проблема состоит в том, на каком уровне финансового обеспечения регионов будет эта самая самоокупаемость. Потому что и сейчас формально большинство регионов большую часть своих доходов получают на собственной территории. Строго говоря, они уже живут в ситуации самоокупаемости. Но большого счастья от этого нет, поскольку объем доходов сейчас снизился, да и в лучшие времена был не блестящим. Так что и старый парадокс заключается в том, что стремление к донорству - это скорее политическая поза, в которую вставали многие губернаторы, чтобы привлечь избирателей (когда были выборы) или просто повысить рейтинг. Хотя на самом деле, большинство регионов хотели бы оставаться реципиентами и получать и нынешние, и еще большие объемы федеральной помощи. Поэтому просто взять и отделить центр от регионов нельзя: всегда существует взаимообмен финансами. Другое дело, что можно было бы передавать регионам большую часть налоговых поступлений.

Но и здесь центр не может далеко уйти, тем более если вспомнить о том, что регионы сильно отличаются по уровню социально-экономического развития. Если будут приниматься общие решения о перераспределении, скажем, налога на прибыль, выиграют прежде всего те, где больше всего этой прибыли находится (десятка самых развитых регионов). А вот расслоение благодаря этому явно не уменьшится.