• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летнее обострение инфляции Рост цен в России опережает самые смелые ожидания чиновников

Московские новости. 2007. № 31. 10 августа

Тем более что в российских условиях пока не срабатывает монетаристская теория о том, что, чем крепче национальная валюта, тем ниже конкурентоспособность отечественных товаров и, как следствие, меньше промышленный рост. Последний, как известно, в нынешнем году демонстрирует рекордно высокие темпы, несмотря на укрепление рубля. Другое дело, что, по мнению Евгения Гавриленкова, главного экономиста ИК "Тройка Диалог", само по себе укрепление рубля в последние годы никак не помогает борьбе с инфляцией.

Инфляция разыгралась не на шутку. Как сосчитал Росстат, по итогам июля рост цен в стране составил 0,9% против 0,7% в июле 2006 года. Всего же с начала года инфляция составила уже 6,6% (год назад было 6,9%). Вроде бы налицо небольшой прогресс. Но, во-первых, правительство по итогам 2007-го должно уложиться в 8% (против 9,6% в 2006-м). А во-вторых, тревожит тенденция: цены растут опережающими, по сравнению с прошлым годом, темпами уже 4 месяца подряд.

Сильнее всего в июле, согласно данным Росстата, скакнули цены на продовольственные товары — на 1,4%. Явными лидерами здесь являются продукты переработки зерна. Мука в прошлом месяце подорожала на 11,1%, хлеб, пшено, крупы — на 6–8%. Вопреки обыкновению не сбавила в цене к середине лета плодоовощная продукция. Да, в результате поступления на рынок нового урожая подешевели капуста (на 14%), лук (на 9%), чеснок (на 3%). Зато апельсины подорожали на 21%, картофель— на 20%, свекла — на 5%.

Говоря о главном июльском "локомотиве" инфляции — зерне, специалисты сходятся во мнении, что российский рынок движется вслед за мировым. Как уже писали "МН" (см. № 27), запасы зерна на мировом рынке падают, и сейчас они достигли самого низкого уровня за последние 30 лет. Соответственно, мировые цены выросли до рекордных отметок. И хотя в России урожай пшеницы собран неплохой— не меньше прошлогоднего, — мировые тенденции удорожания зерновых докатились и до нас. Министр экономического развития Герман Греф рассчитывает на проведение в ближайшее время зерновых интервенций из закромов государства, которые должны остудить разогретый рынок.

При этом министры экономического блока отдают себе отчет в том, что главной причиной высокой инфляции являются не ценовые вспышки на зерновом и овощном рынках, а воздействие фундаментальных макроэкономических факторов. Герман Греф отнес к числу таковых высокую цену на нефть и рекордный приток капитала в страну. А министр финансов Алексей Кудрин добавил к этому увеличение денежной массы за 7 месяцев на 51%. "Это огромные темпы роста по сравнению с тем, что мы планировали, — заявил министр.— Это является фоном более высокой инфляции, чем мы предполагали".

Соответственно, и методы борьбы с названными напастями министры предлагают монетарные. Греф, например, выступил с инициативой стерилизовать избыточную денежную массу. Заметим: совсем недавно считалось, что стерилизация избыточной денежной массы, как фактор макроэкономической стабильности, отходит на второй план. Еще в июне начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявлял, что "мы прошли этот этап в экономической политике".

Скорее всего, в борьбе с инфляционной "гидрой" будет применено старое испытанное оружие: укрепление рубля. Реальный курс рубля к доллару за 7 месяцев уже вырос на 6,1%, к евро — на 4,3%. Нет сомнения, что этот процесс продолжится и дальше. Тем более что в российских условиях пока не срабатывает монетаристская теория о том, что, чем крепче национальная валюта, тем ниже конкурентоспособность отечественных товаров и, как следствие, меньше промышленный рост. Последний, как известно, в нынешнем году демонстрирует рекордно высокие темпы, несмотря на укрепление рубля. Другое дело, что, по мнению Евгения Гавриленкова, главного экономиста ИК "Тройка Диалог", само по себе укрепление рубля в последние годы никак не помогает борьбе с инфляцией.

Наоборот: крепкий рубль провоцирует приток капитала и новые витки роста цен. Между тем страна приближается к горячей предвыборной осени, и в этих условиях каждый лишний процент инфляции превращается из чисто экономического фактора в фактор большой политики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что министры до последнего держатся за обещанную президентом цифру в 8% инфляции по итогам года. А Герман Греф всерьез рассчитывает, что август и сентябрь страна вообще пройдет с показателем дефляции. Независимые же эксперты полагают, что подобное попросту невозможно. Хотя бы потому, что именно на осень запланирован целый ряд мощных бюджетных вливаний (в частности, рост зарплат и пенсий) явно предвыборного характера.

В результате Антон Струченевский из компании "Тройка Диалог" прогнозирует инфляцию в 8,5% по итогам года, Олег Вьюгин, глава МДМ-банка, — не менее 9%, аналитики компании ФБК — 9–10%.


--------------------------------------------------------------------------------