• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женщина, твое место в науке!

Slon.ru. 12 марта 2014

Публикация по итогам лекции младшего научного сотрудника Лаборатории политических исследований ВШЭ Анны Сорокиной

В преддверии 8 Марта, дня, об изначальном феминистском значении которого принято забывать, Высшая школа экономики провела в стенах культурного центра ЗИЛ встречу с Анной Сорокиной, специалистом в области политического поведения, преподавателем ВШЭ. Анна Сорокина прочитала лекцию «Женщины в науке: "синие чулки", старые девы и другие мифы академического мира», в которой коснулась таких проблем, как предвзятое отношение к женщинам в академической среде, стереотип угрозы и возможность совмещать научную карьеру с материнством. Slon публикует сокращенную версию лекции. 

Почему так мало в науке женщин? Давайте обратимся к истории вопроса. Всем известен Оксфордский университет — женщин в него стали принимать в начале XX века, а раздельное обучение полов было отменено только в 1970 году. Йельский университет, один из самых престижных в США, был основан в 1701 году, а первая женщина получила право обучаться там в 1969 году. На протяжении долгого времени женщин в науку не пускали и объясняли это различными якобы научными исследованиями. Наиболее цитируемым профессором, выступавшим против женщин в науке, был Эдвард Кларк, профессор Гарварда. В 1873 году он выпускает книгу «Пол в образовании», где предостерегает: «У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь, таким образом, приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной». На самом деле исследование Эдварда Кларка имело публицистический характер и научно не было подтверждено. Еще одно научное обоснование тридцатью годами позже нашел немецкий психоаналитик Пауль Юлиус Мёбиус, создавший труд «О физиологическом слабоумии женщин». У Мёбиуса была одна из самых больших коллекций самых разных черепов. В них он насыпал песок, и так ему удалось выяснить, что мужской череп вмещает на 8% больше, чем женский. Отсюда вывод: мозг мужчины больше, а значит, он умнее. Как можно научно опровергнуть исследование Мёбиуса? Возьмем кашалота, его длина — 20 метров, вес — до 50 тонн. Если исходить из того, что чем больше мозг, тем умнее животное, то кашалот  вне конкуренции.

Неравномерное распределение мужчин и женщин в науке сохраняется до сих пор. Одно из последних исследований провела Кэссиди Сугимото. Есть поисковая база Web of Science, где публикуются статьи научных журналов. Сугимото взяла журналы за 2008–2012 годы и посмотрела, какие статьи принадлежали мужчинам, а какие женщинам: около 70% написали мужчины, 30%  женщины.

Но существует ли дискриминация женщин в науке? Исследователи из Йельского университета провели эксперимент: составили идеальное академическое резюме и подписали его в одном случае «Джон», в другом  «Дженнифер». Коллегии профессоров предложили оценить, насколько компетентен претендент на должность, а также дать рекомендации по зарплате. Джона коллегия профессоров, состоявшая из мужчин и женщин, с удовольствием принимала на работу. К Дженнифер профессора не были столь же благосклонны. И почти во всех случаях Дженнифер предлагали зарплату на 12 пунктов меньше, чем Джону.

Сейчас многие школьники сдают ЕГЭ, происходит это анонимно. При сдаче экзамена по литературе или русскому языку советуют писать сочинение от женского лица, потому что проверяющие, скорее всего, поставят оценку выше девочке, чем мальчику, потому что девочки, согласно действующему клише, более прилежны. 

Стереотип угрозы и его влияние на продуктивность

Психологи любят говорить о подверженности женщины стереотипу угрозы. Этот психологический феномен срабатывает, когда женщины, решая тесты, большую часть времени тратят не на само решение, а на обдумывание того, что как бы этот тест написать получше. Изначально в женщине заложена идея, что она хуже мужчины, поэтому часть мозга пытается решить задачу, а другая работает над стратегией: как бы так действовать, чтобы поведение не было стереотипным. Проводили различные эксперименты. Например, женщине давали тест по математике. Когда она решала его в аудитории, где над тем же заданием работали мужчины, результат был хуже, чем у них. Когда женщину сажали отдельно, баллы были такими же, как у мужчин.

Недавно в университете Аризоны поставили следующий эксперимент: научным сотрудникам, среди которых были мужчины и женщины, на три недели прикрепили к телу записывающее устройство. Оно включалось на 12 секунд каждые 30 минут. Результаты, в частности, опровергли миф о том, что женщины намного болтливее мужчин: и те, и другие произносят в день примерно 16 тысяч слов. Также исследователи столкнулись с феноменом стереотипа угрозы. Расшифровывали записи, они увидели, что когда двое мужчин обсуждают научную работу, они делают это активно и увлеченно; то же происходит, когда ее обсуждают между собой две женщины. Но в случае если это мужчина и женщина, первый активно участвует в разговоре, а вторая оказывается исключена из него, подавлена. Секрет прост. Пока мужчина в разговоре занят темой научной работы, женщина думает, как бы ей не выглядеть глупо. В результате она начинает делать ошибки, вести себя менее компетентно. 

Почему срабатывает стереотип угрозы? Женщина видит вокруг себя мужчин, и вот он, спусковой механизм: если женщин в науке мало, значит, я хуже, чем мужчина. Как решить проблему? Не смейтесь: чтобы увеличить количество женщин в науке, надо увеличить количество женщин в науке.

Еврокомиссия, исполнительный орган при Евросоюзе, обеспокоилась малочисленностью женщин в науке и решила снять ролик о том, что неплохо бы их туда привлечь.

Чтобы количество женщин в науке увеличилось, надо девушек, которые этим занимаются, знакомить с историями женщин в науке. 

Синие чулки носил мужчина

Во времена становления христианства в Александрии при библиотеке действовала школа, которую возглавлял Теон, у него была дочь Гипатия Александрийская (370–415), она преподавала философию, математику, ей также приписывают изобретение устройства, позволяющего наблюдать за планетами. Жизнь Гипатии закончилась трагически: ее убили, причем здесь не обошлось без епископа Кирилла, впоследствии канонизированного. Вплоть до XX столетия ведутся споры о том, повинна ли церковь в расправе над Гипатией.

Ада Лавлейс (1853–1903), дочь поэта Байрона. Видел он ее, правда, только в двухмесячном возрасте, потому что с женой развелся, зато писал ей трогательные письма: «Надеюсь, Бог не одарил мою дочь поэтическим талантом». Поэтическим талантом не одарил, зато одарил математическим. У нее завязалась дружба с Чарльзом Бэббиджем, создателем первой электронно-вычислительной машины. Она ему активно помогала, переводила текст его лекции об изобретении и писала комментарии. Аду Лавлейс называют первым программистом, так как в одном из комментариев она описала алгоритм вычисления чисел Бернулли при помощи аналитической машины. Язык Ada является официальным языком программирования в НАТО.

Стоит вспомнить салонную культуру XVII–XIX веков. Женщины собирались узким кругом, чтобы побеседовать о философии, науке, математике, литературе. И такие встречи начали называть сходками синих чулков. Существуют разные версии происхождения этого названия. Самая известная связана с именем Бенджамина Стиллингфлита, посещавшего беседы в салоне Элизабет Монтегю. Он не любил официальный стиль в одежде, поэтому чулки его были синего цвета. Когда он не приходил, женщины говорили, что им без «синего чулка» скучно. Впоследствии так стали именовать женщин, предпочитавших философствовать, а не растить детей. В XIX веке над женщинами, которые занимались наукой, общество смеялось.

В XX столетии отношение меняется. И тут надо вспомнить Лизу Мейтнер (1878–1968), которую называют «матерью атомной бомбы». Она родилась в еврейской семье, была третьим ребенком из восьми, всегда увлекалась наукой. В 1908 году ей разрешили заниматься экспериментами в Берлинском университете, хотя не всюду в стенах учебного заведения она имела право бывать. Вместе с Отто Ганом они начинали эксперименты с расщеплением ядра атома. Именно Мейтнер пришла к мысли о том, что, если ядро расщепить, возможно высвобождение энергии. Она активно занималась опытами, и в 1922 году ей разрешили прочитать публичную лекцию «Влияние радиоактивного вещества на космические процессы». Когда Лиза Мейтнер зашла в аудиторию, то увидела, что зал заполнен женщинами. Оказалось, что на афише лекции было написано: «Влияние радиоактивного вещества на косметические процессы». 

Когда к власти пришел Гитлер, Мейтнер вынуждена была уехать из страны. В 1938 году Отто Ган получает Нобелевскую премию. В связи с политической обстановкой Лиза никак не могла получить премию. В 1940-х годах ее разработки по радиоактивному веществу попали в США, где начинали секретный Манхэттенский проект по производству атомной бомбы. Лизу Мейтнер много раз туда приглашали, но она отказывалась. После Хиросимы и Нагасаки ее сделали национальной героиней, назвали матерью атомной бомбы и предложили сняться в голливудском фильме. В мемуарах она напишет, что сценарист изобразил ее дурочкой, бежавшей из Германии с атомной бомбой в сумочке. «Я никогда не имела отношения к созданию бомбы и не хочу, чтобы мое имя ассоциировалось с ним». 

Еще одна женщина — Розалинда Франклин (1920–1958). Всем известно, что ДНК открыли Френсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс, но показала ее структуру Франклин. Ее называют темной леди ДНК. За 4 года до вручения Нобелевской премии за открытие ДНК она умирает от рака. 

Хеди Ламарр (1913–2000) — самая красивая женщина в мире! В возрасте двадцати лет она снялась в фильме «Экстаз». Абсолютно голой. На протяжении десяти минут героиня бегает за лошадью, укравшей ее одежду, пока она купалась. В одном из эпизодов она изображала оргазм, как потом она писала, на самом деле просто колола себя булавкой. Потом она снималась в Голливуде, но  сюрприз!  помимо того, что Ламарр была актрисой, она в 1942 году запатентовала устройство, помогающее управлять торпедами на расстоянии. Впоследствии технология была использована как основа Wi-Fi.

Ивонна Брилл (1924–2013) изобрела электротермический гидразиновый двигатель для космических кораблей. Она принимала участие в космических программах НАТО, НАСА. В 2011 годуБарак Обама вручил ей медаль за заслуги в сфере инновацией и технологий, а в 2013 году Брилл умерла от рака. В New York Times появился некролог: «Она делала неплохой бефстроганов, всегда поддерживала мужа, который менял одну работу за другой, и пожертвовала восемью годами собственной карьеры, чтобы вырастить трех детей». И ни слова о том, что покойная изобрела двигатель. Разразился скандал с обвинениями издания в сексизме, некролог переписали. 

Как писать о женщинах в науке без сексизма?

Если ориентироваться на тест, придуманный Энн Финкбайнер, в статье не следует писать:

  • о том, что это женщина;
  • о том, чем занимается ее супруг;
  • о том, она воспитывает детей;
  • о том, что она является образцом для подражания для других женщин;
  • о том, что она является «первой женщиной, которая…».

Ведь про мужчин такого не пишут  это выглядело бы довольно глупо. Зачем и почему писать такое про женщин?  

Наука и материнство

Одна из самых главных причин, на которые обращают внимание в гендерных исследованиях, это то, что с рождением ребенка меняется траектория научной карьеры женщины. У мужчин и женщин без детей академическая карьера выглядит следующим образом: степень бакалавра, магистра, диссертация, затем, если вы успешны в науке, университет заключает с вами академический контракт, вы преподаете, занимаетесь исследованиями, пишете статьи, получаете какую-нибудь награду, становитесь профессором. Карьера женщины без ребенка мало отличается от карьеры мужчины.

О чем говорят исследования? Сначала построить карьеру, а потом родить ребенка получается только у одной из трех. Кроме того, только у 50% женщин-профессоров, имеющих долгосрочный академический контракт, есть семьи с детьми. Среди мужчин таких  75%. Женская карьера выглядит так  где-то в магистратуре она начинает задумываться о том, что надо бы завести ребенка. Когда подходит время писать диссертацию, рождается первенец. На неопределенный срок откладывается публикация. Чаще всего появление ребенка приводит к тому, что женщина бросает академическую карьеру и уходит в другую сферу.

Проводили исследование: как фертильность женщины, количество яйцеклеток, способных к оплодотворению, влияет на получение PhD и заключение академического контракта. Когда к 37 годам женщина начинает терять фертильность, у нее появляется возможность получить долгосрочный контракт. То есть она стоит перед выбором, то ли строить карьеру, то ли рожать. Получается, что оптимальный возраст для рождения ребенка  как раз в начале академической карьеры. Что же предлагают журналы? Есть несколько вариантов: женщина не должна бросать науку, нужно рожать, взять отпуск по уходу за ребенком, подождать десять лет, и потом университет восстановит с вами отношения. Еще один путь  вы продолжаете работу, университет предоставляет вам детский сад, ясли, а все домашние дела выполняет ваш партнер.

Когда вы будете задумываться о том, совмещать ли науку и материнство и есть ли место женщине в науке, помните, что многие изобретения, которые выглядят мужскими, сделали женщины: циркулярная пила, дворники и глушитель для автомобиля, Wi-Fi, бронежилет, перископ.