• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование — лучший способ борьбы с безработицей

Независимая газета. 25 февраля 2009

Четверть выпускников вузов получили (по определению ВШЭ) избыточное образование — они заняты на рабочих местах, которые не требуют имеющейся у них согласно диплому квалификации.

Вчера правительственная комиссия по повышению устойчивого развития экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала вопросы, связанные с антикризисными мерами. И в частности, как лучше использовать возможности образования для преодоления роста безработицы.

"Образование — хороший способ для сокращения роста безработицы, — сказали "НГ" в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, — но предлагаемые нашим Экспертным советом меры по преодолению кризиса вряд ли можно назвать реформами". Как раз накануне прошли сообщения о том, что Экспертный совет при правительственной комиссии под руководством Игоря Шувалова готовит радикальные предложения, способные притормозить развернувшиеся реформы в образовании. Среди существенных предложений назвали введение двенадцатилетки в школах, расширение возможностей бесплатного обучения в вузе по программам дополнительного образования и магистратуры, отмену запрета для двоечников учиться в вузе даже платно, скидку на обучение и рассрочку платежей за обучение для платных студентов. Экспертный совет предлагает экстренное субсидирование учебных заведений для удержания студентов-платников (66% учащихся вузов и 33% — техникумов). С одной стороны, вузы обяжут предоставлять студентам 25-процентную скидку на обучение, а для учащихся, взявших кредит, будет внедрена схема отсрочек по типу ипотечной (в случае потери заемщиком работы). С другой — 80% платы за обучение в этой схеме должно взять на себя государство. На семьи же, согласно проекту, ляжет лишь выплата процентов после восстановления определенного уровня доходов.

Кое-что из предложенного давно принято Минобразнауки как руководство к действию. Например, изыскание возможностей платы за обучение для платных студентов, испытывающих материальные трудности, или расширение возможностей бесплатной магистратуры. Но некоторые новые предложения вызвали недоумение у чиновников министерства. Ведь введение 12-летки выглядело бы странной антикризисной мерой. 12-летка потребует переписывания стандартов, печатания новых учебников, переобучения учителей, изыскания дополнительных "квадратных метров". На все это нужны значительные финансовые средства.

Как пояснили "НГ" в секретариате Шувалова, в Экспертный совет при правительственной комиссии приходит множество самых разных предложений. Задача совета найти во всей этой массе рациональное зерно. "Предложения — подольше задержать молодежь в высших учебных заведениях — не лишены смысла, — ответили нам. — По окончании кризиса экономика получит хорошо подготовленных специалистов, способных сразу же включиться в работу. Чем это плохо?" Но насчет 12-летки в секретариате ничего определенного сказать не смогли.

Еще одна часть мер, предложенных для рассмотрения правительственной комиссии, инициирована скорее всего коммунистами, и в частности, членом профильного комитета Госдумы РФ от КПРФ Олегом Смолиным. Некоторое время назад, по словам депутата, он отправил на рассмотрение правительственной комиссии свои предложения по частичному свертыванию реформы образования из-за кризиса. По мнению Смолина, сокращение числа филиалов вузов, равно как и установление нижней планки количества набранных баллов по единому государственному экзамену для приема в вуз, почти самоубийственно для государства во время кризиса. Такие меры вытолкнут значительную часть молодых на улицу и лишат немало преподавателей законного куска хлеба.

В развитие темы трудоустройства молодых остается добавить, что численность зарегистрированных в российских органах занятости безработных составила 1 млн. 807 тыс. человек и за последнюю неделю увеличилась на 72 тыс. Такие данные по безработице привел вице-премьер правительства РФ Александр Жуков чуть больше недели назад. Если дела пойдут такими темпами и дальше — у молодых людей окажется все меньше шансов встроиться в трудовой процесс. И тогда молодежь надо будет чем-то занимать. А это трудно. Тем более что кризис продлится не один день, и пережить его россиянам будет непросто: за сытые 2000-е годы россияне стали гедонистами. К такому выводу пришли психологи Надежда Лебедева и Александр Татарко, сотрудники лаборатории социально-психологических исследований Высшей школы экономики.

Кроме того, по данным их исследований, за последние три года у молодежи значительно снизилась установка на экономическую самостоятельность. А согласно другим исследованиям Высшей школы экономики, всего 49,6% россиян работают по специальности, указанной в дипломе, или близкой к ней. Среди тех, кто не работает по специальности, больше людей сдвинулись по профессиональному статусу не вверх, а вниз. Четверть выпускников вузов получили (по определению ВШЭ) избыточное образование — они заняты на рабочих местах, которые не требуют имеющейся у них согласно диплому квалификации.