• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России 6,5 млн. безработных, а в Канаде сообщили о выходе из кризиса

Аргументы неделi. 27 июля 2009

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ Сергей Смирнов: "По мере расширения рынка расширение штатов неизбежно".

В январе и феврале 2009 года безработица в России росла по 100 тыс. человек в неделю и к середине июня увеличилась на 2 млн. 150 тыс. В настоящее же время в стране без работы остаются 6,5 млн. человек. Эти цифры озвучил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" замминистра здравоохраниения и соцразвития Максим Топилин. Еще в октябре прошлого года, когда только начались разговоры о кризисе, уровень зарегистрированной безработицы в России был меньше 1,5 млн. человек, а общая безработица — в районе 4 млн.

Более того, в пятницу спикер Совета Федерации, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов обвинил Минздравсоцразвития и региональные власти в том, что они занижают реальный уровень безработицы.

На самом деле, утверждает Миронов, показатели безработицы реально приближаются к 8 млн человек. "Осенью люди вернутся с огородов на биржу труда — и тогда выяснится, что летние месяцы были потрачены Минздравсоцразвития впустую. Вместо того, чтобы предметно помогать регионам разрабатывать программы поддержки занятости, федеральные чиновники жонглировали цифрами, пытаясь сгладить в глазах государства и общества остроту ситуации", — заключил Миронов.

Тем временем в некоторых развитых странах мира уже заговорили о преодолении кризисного пика, а кое-где, например, в Канаде, — и о начале выхода из него. Но зато в отношении занятости там столкнулись с весьма неожиданным явлением, которое специалисты уже расценивают как назревающую новую экономическую проблему. И пока никто не может определенно сказать — то ли она может дать толчок к новому экономическому развитию, то ли снова спровоцирует падение. Дело в том, что во время кризиса практически все крупные, средние и мелкие предприятия сократили до 50% персонала. Кризис идет к концу, но предприятия уже научились обходиться без половины работников. Это оказалось выгодно: даже если оставшемуся числу работников повысить зарплату на 10—20%, денег все равно остается больше. Понятно, что развиваясь, в ближайшие год-два предприятия снова начнут набирать людей, но уже ясно, что максимально, они вернут всего до двадцати процентов уволенных работников. Некоторые аналитики считают, что это во благо будущей экономики, так как эти невостребованные работники начнут организовывать свои предприятия, либо пойдут переучиваться и займут другие ниши. Но есть и другое мнение, что процент безработных останется очень высоким и после выхода из кризиса.

Понятно, что у нас обсуждаются пока не посткризисные проблемы, а — ждать нам вторую волну кризиса или уж пронесет? И, тем не менее: всегда лучше предусмотреть и обмозговать заранее чужой опыт.

— Да знаете, ведь то, что наблюдает сейчас на своем рынке труда та же Канада — это абсолютно нормальное явление, характерное для периода выхода из всех экономических кризисов, — сказал "Аргументам недели" директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ Сергей Смирнов. — Да, первое время это неизбежно, потому что при нынешнем объеме работы компании действительно будут обходиться данным количеством персонала, но по мере расширения рынка расширение штатов неизбежно. Правда, произойдет это, конечно, не завтра, нужно время, это законы цикличности развития мировой экономики. Другое дело, что для расширения рынка нужен рост спроса, покупательской способности населения, устойчивая банковская система для кредитования экономики. Насколько я знаю, там эти вещи всячески стимулируются. А здесь раздаются голоса по поводу того, что не нужно поддерживать деньгами банки, а лучше пустить эти деньги в сектор реальной экономики. Но это ошибочное представление: без крепкой банковской системы невозможно и развитие реальной экономики. Другое дело, конечно, как наши банки распоряжаются выделенной господдержкой...

— Здесь я бы еще добавила вот что, — дополнила директор Центра макроэкономических исследований БДО Юникон Елена Матросова. — Да, в западных странах на государственном уровне разрабатываются программы стимулирования покупательского спроса населения с целью оживить рынок. У нас же — к этим 6,5 миллионам официально зарегистрированных безработных, которые однозначно выбиты из сферы потребительской активности, надо добавить и тех, кто подпадает под понятие скрытой безработицы. Это тоже слой населения, не имеющий покупательской способности. А еще — учтем то, что по последним данным население России убыло на 2 миллиона человек...