• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицо российской дипломатии Совет безопасности может превратиться во внешнеполитический штаб при Путине

Независимая газета. 2004. № 48. 11 марта

...А вот мнение одного из самых известных российских экспертов по вопросам внешней политики Сергея Караганова, председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике:
"Сергея Лаврова уговаривали стать министром иностранных дел уже достаточно давно. Однако он до последнего отказывался, так как считал более приемлемым для себя занимать должность постоянного представителя при ООН. Лавров является одним из лучших российских специалистов в области внешней политики. Будучи дипломатом старой школы, Лавров тем не менее впитал в себя все новые веяния международных отношений, хорошо знает внешнеполитические тенденции на Западе. Да и сам факт его работы в международной организации имеет положительное значение. Однако поначалу на должности министра ему будет трудно, так как теперь из исполнительской фигуры ему предстоит превратиться в политического деятеля"...

Человек "высокой квалификации, карьерный дипломат" - так представил нового министра иностранных дел Сергея Лаврова председатель правительства Михаил Фрадков. Вчера Лавров отбыл из Москвы в Нью-Йорк, чтобы сдать дела постпреда России при ООН. Но вскоре Лавров окончательно обоснуется в главном кабинете на 7-м этаже высотного здания на Смоленской-Сенной.
В российских СМИ за Лавровым утвердилась репутация одного из самых активных и открытых российских дипломатов. Как отмечают сотрудники МИДа, вся предыдущая карьера Лаврова, особенно работа в ООН с ее широкой по охвату тематикой, подготовила его к новому назначению. Хороший лингвист - кроме английского и французского он знает еще и сингальский. Собственно, с использования последнего и началась дипломатическая служба Лаврова, когда он в начале 70-х после окончания МГИМО был направлен в советское посольство в Шри Ланке.
Позднее Лавров работал в подразделениях МИДа, курирующих экономические вопросы и работу международных организаций, в 1992-1994 гг. был заместителем министра иностранных дел. 17 лет он провел в Нью-Йорке: в 1981-1988 годах он был сотрудником представительства нашей страны при ООН, а в 1994 году вручил в качестве постпреда верительные грамоты тогдашнему Генсеку ООН Бутросу Бутросу Гали.
Уже после назначения министром Лаврову был задан вопрос об основных внешнеполитических достижениях первого президентского срока Путина. "Главное, - сказал глава МИДа, -это достижение согласия в обществе по национальным интересам. Когда такое согласие есть, МИД имеет большие возможности сосредоточить все усилия на решении общенациональных задач". Собственно, во внутриполитических и экономических переменах в нашей стране Лавров видит главную "подпитку" внешнеполитических усилий Москвы.
Видя серьезное лицо Лаврова, рассуждающего, скажем, о ситуации в Ираке, мало кто может представить, что вне дипломатической деятельности он весьма раскованный и душевный человек. Известно, что Лавров пишет стихи, любит петь под гитару. И еще увлекается небезопасным спортом - сплавом на надувных плотах.
Нового министра уже поздравили госсекретарь США Колин Пауэлл, Высокий представитель ЕС по вопросам внешней и оборонной политики Хавьер Солана и другие дипломаты. Официальный представитель Государственного департамента США заявил "НГ": "Мы приняли новое назначение Лаврова к сведению и надеемся на дальнейшее поступательное развитие американо-российских отношений. У нас по-прежнему широкий круг интересов, по которым можно и нужно развивать сотрудничество. Нам всегда есть о чем говорить с Россией в интересах обеих стран, и мы будем продолжать этот диалог с Сергеем Лавровым".
В ответ на вопросы "НГ" пресс-секретарь Хавьера Соланы Кристина Галляк сообщила: "Господин Солана с нетерпением ожидает начала совместной конструктивной работы с господином Лавровым. Для Европейского союза очень важно начать сотрудничество с новым главой российского МИДа с позитивной, хорошей ноты. У министра Иванова, уверена, осталось много хороших друзей среди европейских коллег. Так что сейчас у Лаврова неплохая стартовая позиция".
А вот мнение одного из самых известных российских экспертов по вопросам внешней политики Сергея Караганова, председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике:
"Сергея Лаврова уговаривали стать министром иностранных дел уже достаточно давно. Однако он до последнего отказывался, так как считал более приемлемым для себя занимать должность постоянного представителя при ООН. Лавров является одним из лучших российских специалистов в области внешней политики. Будучи дипломатом старой школы, Лавров тем не менее впитал в себя все новые веяния международных отношений, хорошо знает внешнеполитические тенденции на Западе. Да и сам факт его работы в международной организации имеет положительное значение. Однако поначалу на должности министра ему будет трудно, так как теперь из исполнительской фигуры ему предстоит превратиться в политического деятеля".
Назначение Лаврова трудно рассматривать в отрыве от перехода его предшественника Игоря Иванова на должность секретаря Совета безопасности. Это дает возможность Совбезу работать в качестве внешнеполитического штаба при Путине. Кстати, подобные внешнеполитические штабы существуют в исполнительной власти многих наиболее развитых государств, в том числе в США. В России же подобного органа не было. Поэтому, считает Караганов, по результатам ее внешней политики (кризис в отношениях с ЕС и неясность с США) видно, что до сих пор реализовывались лишь те внешнеполитические решения, которыми занимался лично глава государства.