• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФАС и профиль нефтяного монополизма

Дело (Санкт-Петербург). 27 октября 2008

"В данное время на внутреннем рынке нет механизмов установления разумных цен на нефть", - считает научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.

После того как из-за долгов "Интеравиа" сотни пассажиров вынуждены были несколько дней просидеть в аэропорту "Домодедово", правительство РФ решило, наконец, всерьез озаботиться проблемой зашкаливающих внутренних цен на нефтепродукты, оказавшихся недоступными для многих авиаперевозчиков.

Премьер сказал: "ФАС!"

Премьер-министр Владимир Путин поручил разобраться в ситуации Федеральной антимонопольной службе. ФАС отреагировал мгновенно и тут же разослал грозные письма "большой семерке" - "Лукойлу", "Газпромнефти", ТНК-BP, "Роснефти", "Сургутнефтегазу", НК "Альянс" и "Татнефти", настоятельно порекомендовав немедленно снизить цены на нефтепродукты.

Свое требование ФАС аргументировал, разумеется, не фактором "путинского пинка", а тем, что сегодня стоимость нефтепродуктов (включая керосин, бензин и дизельное топливо) в РФ не отражает конъюнктуру мировых цен. ФАС обратил внимание, что с 3 сентября по 3 октября оптовые цены на бензин в США упали на 20%, в ЕС - на 14%, в РФ же - лишь на 5%. При этом розничные цены на бензин в США снизились на 9%, в Евросоюзе - на 4%, а в РФ - всего на 1%. С дизельным же топливом и вовсе вышел конфуз. Оптовые цены с 26 сентября по 3 октября в США, ЕС и РФ упали, соответственно, на 13%, 10% и 1%, но в итоге, если в США и ЕС розничные цены на дизель снизились на 2% и 6%, то в РФ... выросли на 2%! То есть во всех странах-импортерах цена падает, а в стране-экспортере - растет. Такой вот "антимонопольный" парадокс...

По мнению ФАСа, сейчас нет никаких оснований, которые могли бы препятствовать "большой семерке" более существенно снижать оптовые цены, что, по законам экономики, должно привести и к снижению розничных цен. На то, чтобы добровольно исправить ситуацию, глава ФАСа дал нефтяным компаниям от 7 до 10 дней.

В случае невыполнения рекомендаций ФАС пообещал наложить на компании оборотные штрафы. По данным "Ведомостей", максимальный штраф, грозящий "Газпромнефти", аналитики оценивают в $ 400 млн., а ТНК-ВР - в $ 400-800 млн.

Зам. руководителя ФАСа Анатолий Голомзин в интервью интернет-порталу "Эксперт-Онлайн" называет менее пугающую сумму: около 1 трлн. руб. для всех компаний. В пресс-службе "Лукойла", куда я обратилась с вопросом, заявили, что данное письмо они рассматривают лишь как рекомендацию и санкций ФАСа не боятся, т.к. они для компании не новость: на региональном уровне ведомство Игоря Артемьева каждый квартал предъявляет претензии тому или иному отделению "Лукойла".

Напомню, в начале сентября ФАС уже возбудил дела в отношении пяти крупнейших нефтяных компаний, обвиняя их в чрезмерно высоких ценах на авиакеросин. В результате "Газпромнефть" и ТНК-ВР были признаны нарушителями законодательства о конкуренции на оптовых рынках нефтепродуктов и оштрафованы на 500 млн. руб. Тогда, правда, дело в отношении "Сургутнефтегаза", как не имеющего доминирующей роли на рынке авиакеросина, было прекращено. Снижения цен на авиакеросин в тот раз, правда, в итоге так и не последовало.

И вот спустя месяц грянул новый наезд ФАСа на "великолепную семерку", первые результаты которого стали заметны уже в пятницу. "Газпромнефть" и "Лукойл" снизили тарифы на 12% и 9%, соответственно. В денежном эквиваленте это означает, что оптовые цены на многострадальный авиакеросин снизились на 4-5 тыс. рублей за тонну, а розничные - на 2 тыс.

Главный монополист - ненасытная казна?

По мнению ФАСа, причиной того, что цены на нефтепродукты в РФ становятся нереально высокими для потребителя, является монополизм, в основе которого - картельный сговор производителей, искусственно завышающих цены на продукцию. В ценовой политике нефтяных компаний видит корень зла и директор Фонда политических исследований и консалтинга Андрей Федоров, подчеркнувший в интервью "Делу", что "цены на керосин в РФ сегодня соответствуют мировой цене на нефть в $ 110-115 за баррель, в то время как на биржах цена на нефть уже гораздо ниже $ 70". Тем не менее, Федоров полагает, что речь должна идти не о "картельном", а о "базарном сговоре", при котором одинаково высокие цены устанавливаются в одночасье, без предварительного сговора. Как на базаре - все огурцы по 30 руб., хотя никто специально и не договаривался...

Допустим, причина ценового кризиса на нефтепродукты действительно в монополизме и "картельно-базарном" сговоре. Но вот вопрос: почему эти факторы в РФ актуальны, а на Западе - нет? Неужели там компании "более совестливы" и не руководствуются "базарной психологией"? Или, быть может, все дело в том, что сама схема отношений власти, общества и бизнеса на Западе принципиально другая - прозрачная, правовая, демократическая, "антимонопольная", одним словом? Вопрос риторический...

Нефтяные компании, правда, обвинения в картельном сговоре решительно отвергают и указывают на совершенно иные причины нефтепродуктового кризиса. А именно на изъяны российского налогового законодательства. Как поясняют в пресс-службе "Лукойла", доля налогов в стоимости топлива в РФ составляет 60%, в то время как в США - 20-30%.

Не кажется нефтяным компаниям справедливым и сам принцип налогообложения. "Прогрессивная" потонная ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается государством и пересматривается раз в 2 месяца. То есть нефтяные компании в конце сентября, когда цена барреля равнялась $ 100, вынуждены были платить такие же налоги, как при стоимости барреля около $ 140. "Налоги увеличиваются, мы же должны их чем-то покрыть. Они покрываются двумя способами: снижением издержек, над чем мы постоянно работаем, или за счет потребителя", - заявлял в интервью журналу Smart Money президент "Лукойла" Вагит Алекперов.

Как пишут "Ведомости", ссылаясь на аналитика ИФК "Солид" Дениса Борисова, сейчас российские нефтяные компании экспортируют примерно половину добываемого сырья. При этом сорт российской нефти Urals стоит уже около $ 65 за баррель, а затраты на его добычу, включая налоги, уплачиваемые компаниями, составляют, примерно $ 83 за баррель. Аналитик подсчитал, что суммарные убытки нефтяников от экспорта нефти при ныне существующей системе таможенного обложения в ноябре составят примерно 2 млрд. руб. Иными словами, сложилась такая ситуация, когда экспортировать нефть нерентабельно, а прибыльным оказывается только внутренний рынок. Но тут как тут - Путин с ФАСом...

Вообще, создается впечатление, что нынешняя власть выбрала нефтяников "козлами отпущения". А народ проглатывает эту сказку про "обнаглевших олигархов" и радуется. При этом посмотреть на реальное положение дел и признать свои ошибки (как в случае с налоговой системой) Кремль не хочет...

Между тем, по мнению независимых экономистов, помимо "показательно-фасовских", есть более верные - рыночные и законодательные - методы выравнивания ситуации. Так, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, комментируя события в интервью "Делу", подчеркнул, что, поскольку "в данное время на внутреннем рынке нет механизмов установления разумных цен на нефть", пришло время снова обсудить вопрос о создании внутренней нефтяной биржи, на которой бы определялась цена на этот продукт. С данным предложением Ясин выступал еще во время своей работы в правительстве в 90-х, но тогда его предложение поддержки "сверху" не получило...

Также Ясин указал на необходимость снижения налогового бремени для нефтяных компаний: помимо непосредственного снижения издержек и, следовательно, оптовых и розничных цен, это приведет также к модернизации производства, снижению себестоимости добычи нефти и, как следствие, к дальнейшему снижению цен на нефтепродукты. В нынешнем году были внесены предложения о снижении налога на добычу полезных ископаемых, начиная с 2009 г. Как полагает МРЭТ, это сэкономит нефтяным компаниям $ 4,5 млрд. Но до 2009 г. еще надо дожить...

Игра в монополию

Однако вернемся к фактору монополизма, на чем делают решительный акцент Путин и ФАС. При ближайшем рассмотрении выясняется, что метастазами злокачественного недуга пронизана вся "керосиновая цепочка".

Как известно, нефтяные компании стремятся к тому, чтобы реализовать всю партию топлива сразу и быстро. Авиакомпаниям же, напротив, необходимо небольшое количество топлива с доставкой в разные точки страны и желательно с рассрочкой. Так в игру вступают посредники - оптовые операторы, - покупающие топливо у заводов и развозящие его по аэропортам, где оно хранится в топливо-заправочных комплексах (ТЗК). За свои услуги операторы берут 3-5% от стоимости топлива.

Во всем мире ТЗК - сугубо сервисная служба, обеспечивающая технологический цикл: хранение авиатоплива, его подготовку к заправке и осуществление заправки "в крыло". В РФ же ТЗК, пользуясь своим монопольным положением (в аэропортах обычно располагается лишь один ТЗК, у которого вынуждены покупать топливо все авиакомпании), заняты получением прибыли за счет перепродажи авиационного топлива. По сути, ТЗК превратились в локальных монополистов-паразитов на рынке розничной продажи топлива.

Показателен пример с ростовской "ТЗК-Авиа". ФАС на днях оштрафовал ее за монопольно завышенные цены на авиакеросин. Выяснилось, что торговая надбавка для авиакомпаний достигала 4000 руб./т. (13% от рыночной цены на керосин). После проверок ФАСа "ТЗК-Авиа" снизила торговую надбавку до... 500 руб./т. Иными словами, по кошелькам пассажиров нещадно бьет не только картельный сговор "семерки" (даже если признать его существование), но и "локальная монополия" конкретного ТЗК в конкретном аэропорту. А значит, одним из решений проблемы дороговизны авиакеросина могло бы стать строительство альтернативных ТЗК.

Но и здесь не все так просто, ибо строительство дополнительных ТЗК не всегда экономически оправданно: в маленьких аэропортах иметь несколько ТЗК просто нерентабельно. А крупных аэропортов в РФ наберется два десятка.

Предположим, однако, что коллизию с ТЗК удалось каким-то волшебным образом разрулить. В этом случае на пути пассажиров к дешевым авиабилетам вырастет очередной монополистический редут. "Даже если цена на керосин упадет на справедливые 30-40%, стоимость билетов во многих регионах останется на прежнем уровне, т.к. большинство авиакомпаний - монополисты", - подчеркивает Андрей Федоров. Яркий пример - злополучный перевозчик "Интеравиа", бывший единственной авиакомпанией, совершавшей рейсы в Магадан.

Причины же монополизма на рынке авиаперевозок - в банальной коррумпированности аэропортов (тоже в большинстве случаев являющихся "монополистами"). Основная часть авиаперевозчиков не хочет терпеть на "своих" направлениях конкуренцию, и им кажется более выгодным дать взятку руководству аэропорта, чем снижать цены на полеты.

Стоит вспомнить тяжбу ФАСа с аэропортом "Кольцово". Авиакомпания "Сибирь" несколько лет пыталась выбиться на рынок Екатеринбурга, но "Кольцово" всячески уклонялось от заключения договора с данной компанией. И лишь после обращения "Сибири" (в феврале этого года) в ФАС "Кольцово" стало обслуживать эту авиакомпанию.

Но единичные случаи победы ФАСа над отдельными локальными монополиями не решают проблемы в целом. Можно, конечно, ругать ФАС за "слабую работу", но во многих странах вообще нет аналогичных ведомств, однако нет и той проблемы монополизма, с которой сталкивается РФ.

Здесь не существует никакого парадокса, ибо причины тотальной монополизированности российской экономики лежат в сфере политики, а не экономики как таковой. До тех пор, пока у общества не будет эффективных средств контроля за деятельностью властей, повсеместно и на всех уровнях "крышующих" предпринимателей-монополистов, борьба с монополизмом будет напоминать "борьбу" двух кукол, насаженных на руки одного и того же кукловода.