• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литература для детей: Егор Гайдар и другие

Радио Свобода. 29 апреля 2012

Открытый урок с Мариэттой Чудаковой: что такое социальная справедливость и почему девяностые годы называют лихими
Может ли современник стать героем подросткового романа? Что такое социальная справедливость и почему девяностые годы называют лихими? О чем не рассказывают родители? Эти вопросы обсуждаем с Мариэттой Чудаковой, учителем литературы лицея "Воробьевы горы" Евгенией Абелюк и ее учениками Аней Дзядко, Валей Солодниковой, Петей Гончаровым. В программе также принимают участие призеры конкурса "Личное чтение" Олег Малявин, Ирина Шведова и их педагог Ирина Выборова из поселка Локоть Брянской области.

Как и что писать для детей

Конец апреля оказался на удивление литературным: был объявлен длинный список "Большой книги", названы лауреаты "Русской премии" и новой литературной премии "Ваву-НОС", которую представил Фонд Михаила Прохорова. Появление еще одной "детской" премии связано, конечно, с масштабом активности, с которой государство и общество принялось изучать и рекомендовать книги для подростков.

Что касается "Ваву-НОС", то проект этот появился в феврале этого года, но быстро определиться с номинантами помог Детский книжный клуб-автобус "Бампер", развозящий издательские новинки по школам и библиотекам. Члены жюри "Ваву-НОС", правда, прямого отношения к современной детской литературе не имели (кроме Галины Юзефович, которая выбирала, по ее собственным словам, лучшие книжки "как мать"), поэтому выражали исключительно взрослое мнение. Эта позиция, безусловно, заслуживает внимания, поскольку система оценок детской литературы, как справедливо заметили организаторы, до сих пор не определена, а именно взрослые покупают книги детям.

Однако почувствовать себя читающим ребенком члены жюри так и не сумели, поэтому каждый постарался найти что-то интересное для себя сегодняшнего, и в короткий список, который формировался по ходу обсуждения, вначале не попал, например, Артур Гиваргизов. Его книжку "Контрольный диктант и древнегреческая трагедия" мимоходом отметил лингвист Максим Кронгауз, но литературовед Андрей Аствацатуров посчитал слишком взрослой, тогда как психолог Анна Тихомирова, разъезжающая с книжным "Бампером" по школам, говорит, что Артур Гиваргизов – один из самых популярных среди ребят авторов.

Действительно, как и о чем писать для детей – вопрос довольно сложный, и мы в "Классном часе" его подробно обсуждаем с Мариэттой Чудаковой, сочинившей биографический роман "Егор" (про Егора Гайдара) и учителем литературы Евгенией Абелюк.


Несмотря на то что Мариэтта Чудакова – известный эксперт по детской литературе, эту книгу она рекомендует читателям от десяти до шестнадцати лет, без учета возрастных особенностей. Такой масштаб, как и стилистическое разнообразие, несколько удивляет, но, кажется, я поняла идею автора – читатель растет вместе с героем, который в начале романа маленький Егорка, в середине – решительный и мужественный Егор, а твердый духом Егор Тимурович – ближе к концу книги.

Однако, как мне кажется, это не главное достоинство биографического, как его определила сама Мариэтта Чудакова, романа. Главное – бытовой срез и пояснения к событиям советского и новейшего российского времени, о которых обычно не рассказывают на школьных уроках и не беседуют в семейном кругу. Впрочем, про что прочитает юный читатель, я попробовала выяснить у моих постоянных экспертов, учеников лицея "Воробьевы горы".