• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая география современного Египта: опыт количественного анализа

Полит.РУ. 10 марта 2014

C 14 по 15 января 2014 г. в Египте прошел референдум по новой конституции, выработанной Конституционной ассамблеей под председательством Амра Мусы. Большинство принявших участие в референдуме египтян (98,13 %) проголосовало в пользу принятия нового основного закона в то время, как лишь 1,87 % голосов было отдано против. Известно, что основным противником принятия новой конституции было запрещенное движение «Братья-мусульмане» (ал-Ихван ал-Муслимун), чей фактический лидер Мухаммед Мурси был отстранен от власти в ходе военного переворота 3 июля, а действие принятой в ходе его правления конституции в декабре 2012 г. было приостановлено. Ассоциация призывала своих сторонников бойкотировать референдум 2014 г.

Знак сопротивления Братьев-мусульман правящему режиму – аллюзия на события 14 августа 2013 года у мечети ар-Раби`а ал-`Адавиййа (её название созвучно арабскому числительному «четыре»). Источник:http://commons.wikimedia.org/wiki/File:R4BIA_sign.svg?uselang=ru.

В этой связи можно предположить, что существует корреляция между числом лиц, не принявших участие в референдуме 2014 г., и числом сторонников «Братьев-мусульман» в соответствующей провинции. Однако ситуация осложняется тем, что число лиц, принявших участие в референдуме в той или иной провинции, зависело не только от численности тех её жителей, кто поддерживал «Братьев», но и от уровня пассивности населения в той или иной провинции. Ниже мы попробуем с использованием математических методов разделить эти две категории населения для того, чтобы выявить реальный уровень поддержки «Братьев-мусульман» в египетских регионах.

Для начала постараемся определить, можно ли вообще оценивать поддержку «Братьев» по проценту не принявших участие в референдуме 2014 г. в соответствующей провинции. Для этого операционализируем нашу гипотезу следующим образом: чем нижедоля лиц, принявших участие в референдуме 2014 г. в данной провинции, тем выше должна быть доля проголосовавших там за Мухаммеда Мурси во втором туре президентских выборов 2012 г. Статистическая проверка данной гипотезы даёт следующие результаты (см. Рис. 1).

Рис. 1. Корреляция между долей граждан, принявших участие в референдуме 2014 г., и процентом проголосовавших за Мухаммеда Мурси во втором туре президентских выборов 2012 г.

Примечаниеr = – 0,77; R2 = 0,59; α<< 0,0001

Как мы видим, существует очень сильная и высоко значимая статистическиотрицательнаязависимость (r = – 0,77; R2 = 0,59; α<< 0,0001) между долей тех, кто голосовал за М. Мурси в 2012 г. и долей лиц, принявших участие в референдуме 2014 г., что подтверждает гипотезу о том, что уровень поддержки Братьев-мусульман в данной провинции тем выше, чем больший процент ее жителей не принял участие в референдуме 2014 года.

Теперь проверим наличие корреляции между долей лицпринявших участие в референдуме 2014 г. и процентом проголосовавших в пользу принятия конституции 2012 г. Конституцию 2012 года откровенно продавливали Братья-мусульмане, поэтому процент поддержавших эту конституцию не может не отражать уровень поддержки этого движения в той или иной провинции, а значит он должен отрицательно коррелировать с процентом принявших участие в «антиихванском» референдуме 2014 года. Статистическая проверка данной гипотезы даёт следующие результаты (см. Рис. 2).

Рис. 2. Корреляция между долей граждан, принявших участие в референдуме 2014 года, и процентом голосов, отданных в поддержку конституции на референдуме 2012 года

Примечаниеr = – 0,82; R2 = 0,67; α<< 0,0001

Здесь наблюдается еще более сильная отрицательная зависимость (r = – 0,82; R2 = 0,671), нежели в случае с теми, кто голосовал за М Мурси в 2012 г. То есть чем меньше времени прошло между голосованием, тем сильнее оказалась зависимость – вполне предсказуемым образомданные полуторалетней данности оказались менее точным индикатором уровня современной поддержки Братьев-мусульман, нежели данные годовой давности.

Однако здесь следует сразу же сделать одну немаловажную оговорку. «Братья-мусульмане»в тенденции обладают более высокой поддержкой в более отсталых регионах страны, где при этом наблюдаетсяболее низкий уровень политической активности населения. В этой связи было бы некорректным рассматривать всех не принявших участие в референдуме по конституции 2014 г. в качестве однозначных сторонников Ихванов. Для этого проверим гипотезу о том, что в тех провинциях, где наблюдается наименьший процент принявших участие в референдуме 2014 г., меньший процент принял участие и в референдуме 2012 г. Дело в том, что если в провинции очень высок процент, не принявших участие ни в референдуме в поддержку конституции, подготовленной Братьями-мусульманами, ни в референдуме в поддержку конституции, подготовленной их противниками, это явно свидетельствует именно о политической пассивности жителей данной провинции, а не о высоком уровне поддержки Ихванов. Соответственно, если гипотеза о том, что низкий процент участия в референдуме 2014 года коррелирует не только с уровнем поддержки Братьев-мусульман, но и с уровнем политической пассивности жителей соответствующей провинции, верна, следует ожидать статистически значимой корреляции между процентом не принявших участия в референдуме 2012 года в поддержку конституции, продавливавшейся Братьями-мусульманами, и процентом не принявших участия в референдуме 2014 года, который Братья-мусульмане призывали бойкотироватьСтатистическая проверка данной гипотезы даёт следующие результаты (см. Рис. 3):

Рис. 3. Корреляция между долей граждан, воздержавшихся от участия в референдуме 2014 года, и процентом граждан, воздержавшихся от участия в референдуме 2012 года

Примечаниеr = 0,35; R2 = 0,12; α= 0,078 (2-сторонний тест значимости); α= 0,039 (1-сторонний тест значимости).

Как мы видим, между рассматриваемыми переменными наблюдается хотя и довольно слабая, но маргинально статистически значимая корреляция в предсказанном направлении. Из этого вытекают два важных вывода:

1) Корреляция в данном случая несравненно слабее, чем в двух предыдущих. Из этого следует, что объяснить особенно низкий процент участия избирателей в последнем референдуме в соответствующих провинциях исключительно политической пассивностью их обитателей никак нельзя. Сопоставление корреляций показывает, что за отказом в участии в референдуме 2014 года в очень высокой степени всё-таки стояла именно поддержка Братьев-мусульман.

2) С другой стороны, последняя корреляция всё-таки является хоть и очень слабой, но всё-таки статистически значимой. Это заставляет предполагать, что за особо низким уровнем участия в последнем референдуме в некоторых египетских провинциях всё-таки скрывалась не только поддержка Братьев-мусульман, но в некоторой степени и политическая пассивность обитателей соответствующих провинций. Таким образом, фактор политической пассивности наименее развитых районов страны всё-таки сыграл определённую роль.

Из этого вытекает необходимость отделения фактора политической пассивности граждан от доли тех, кто поддерживает «Братьев-мусульман». Для этого проведём множественный регрессионный анализ интересующих нас показателей (см. Табл. 1):

 

Табл. 1. Множественная регрессия

Модель

B

Станд. 
ошибка

β

t

α

(Константа)

51,614

15,657

 

3,297

0,003

Доля граждан, воздержавшихся от участия в референдуме по конституции 2012 г., %

- 0,624

0,245

- 0,470

- 2,543

0,018

Доля граждан, не принявших участие в референдуме по конституции 2014 г., %

0,271

0,112

0,447

2,413

0,024

Зависимая переменная: доля голосов, отданных за М Мурси во втором туре президентских выборов 2012 г., %

 

В качестве зависимой переменной нами была выбрана доля голосов, отданных за М Мурси во втором туре президентских выборов 2012 г., что можно интерпретировать в качестве индикатора (пускай и не вполне совершенного) уровня поддержки «Братьев-мусульман» в соответствующих провинциях (здесь стоит оговориться, что, конечно же, среди тех, кто голосовал за М. Мурси была доля граждан, не поддерживающих «Братьев-мусульман», но не желающих возвращаться к режиму правления военных, с коими ассоциировался соперник М. Мурси, генерал Ахмед Шафик. Однако таковых было заметно меньше, нежели последовательных сторонников исламистов). В качестве регрессоров мы взяли долю граждан, воздержавшихся от участия в референдуме по конституции 2012 г. (что, как мы могли видеть это выше, являлось, прежде всего, показателем политической пассивности), иотказ от участия в референдуме по конституции 2014 г.(что, как мы могли видеть это выше, являлось, прежде всего, показателем поддержки «Братьев»). Таким образом, введение этих двух переменных позволяет нам в заметной степени отделить сторонников исламистов от политически пассивных граждан. В результате построения множественной регрессии значимыми оказались оба регрессора (α2012 = 0,018 и α2014 = 0,024). С другой стороны, проведенный регрессионный анализ позволяет построить следующее уравнение (1), характеризующее уровень поддержки «Братьев-мусульман»:

 

PMB = 52%+0,27 * A20120,62* A2014                                                                                                  (1),

 

где PMB– уровень поддержки «Братьев-мусульман» в провинциях Египта, %;   A2012 –доля граждан, воздержавшихся от участия в референдуме по конституции 2012 г., %;     A2014 – доля граждан, воздержавшихся от участия в референдуме по конституции 2014 г., %.

Расчёты по этой формуле позволяют оценить долю имеющих право голоса египтян, активно поддерживающих Братьев-мусульман, в провинциях АРЕ следующим образом (Табл. 2).

 

Табл. 2

Провинция

Уровень поддержки «Братьев-мусульман», (в %)

Марса-Матрух

35,3

 

Файум

32,4

 

Бани-Суеф

32,2

 

Суэц

31,7

 

Минья

31,3

 

Гиза

29,8

 

Александрия

29,1

 

Исмаилия

28,9

 

Новая Долина

27,9

 

Бехейра

27,8

 

Асьют

27,8

 

Дамиетта

27,7

 

Каир

27,7

 

Северный Синай

27,6

 

Красное море

27,5

 

Порт Саид

26,8

 

Сохаг

26,3

 

Южный Синай

26,3

 

Калубийа

25,4

 

Луксор

24,9

 

Кена

24,7

 

Шаркийа

24,6

 

Кафр аш-Шейх

24,0

 

Гарбийа

24,0

 

Мануфийа

23,7

 

Асуан

23,5

 

Дакахлийа

23,2

 

Из приведенной выше таблицы видно, что наибольший процент сторонников «Братьев-мусульман» (более 30 %) наблюдается в таких провинциях, как Марса Матрух (35,26 %), Файум (32,43 %), Бани Суеф (32,19 %), Суэц (31,68 %) и Минья (31,32 %). При этом данный показатель демонстрирует долю взрослого населения (обладающего правом голоса), поддерживающего «Братьев» в египетских регионах. Таким образом, проведённые расчёты показывают, что «Братья-мусульмане» обладают особо высокой поддержкой в провинциях, расположенных к западу от Каира и на самом севере Среднего Египта (Рис. 4).

Рис. 4. Провинции АРЕ с наибольшей долей граждан, активно поддерживающих Братьев-мусульман

Условные обозначения: 1 – Александрия; 2 - Асуан; 3 - Асьют; 4 – Бехейра; 5 – Бани Суэф; 6 - Каир; 7 – Дакахлийа; 8 – Дамиетта; 9 - Файум; 10 - Гарбийа; 11 - Гиза; 12 - Исмаилия; 13 –Кафр аш-Шейх; 14 –Марса Матрух; 15 - Минья; 16 - Мануфийа; 17 –Новая Долина; 18 – Северный Синай; 19 – Порт Саид; 20 - Калубийа; 21 – Кена; 22 –Красное море; 23 – Шаркийа; 24 - Сохаг; 25 –Южный Синай; 26 - Суэц; 27 - Луксор.

Правда заметно выделяются также и такие политически активные провинции, как Исмаилия и Суэц, где достаточно много сторонников «Братьев», однако как будет показано ниже сторонников военных там еще больше. При этом этот регион, расположенный вдоль Суэцкого канала всегда считался особой зоной, подверженной дестабилизационным процессам. Скажем, одним из предвестников революции Свободных офицеров 1952 г. было восстание египетских полицейских в Исмаилии. Не менее важную роль в египетской революции 2011 г. сыграли и массовые акции протеста в этих регионах, и, конечно же, наиболее существенными после Каира и Александрии были столкновения в этих двух провинциях между сторонниками и противниками президента М. Мурси летом 2013 г. – что во многом и объясняется высоким уровнем политически активного населения поддерживающего как «Братьев», так и военных.

Далее приведем показатель, характеризующий соотношение граждан, поддерживающих «Братьев-мусульман», с теми, кто поддерживает военных. Долю последних по провинциям мы оцениваемна основании результатов референдума 2014 г. через перемножениедоли голосов, отданных в поддержку конституции, на процент принявших участие в голосовании граждан. Таким образом, процент поддерживающих военных по египетским провинциям может быть оценен следующим образом (см. Табл. 3):

Табл. 3.

Провинция

Уровень поддержки военных, (в %)

 

Мануфийа

52,75

Порт Саид

51,54

Гарбийа

51,35

Дакахлийа

48,79

Дамиетта

45,41

Шаркийа

44,73

Калубийа

44,06

Красное море

42,46

Кафр аш-Шейх

41,53

Каир

40,75

Исмаилия

39,43

Александрия

38,63

Бехейра

36,54

Суэц

35,35

Новая Долина

33,84

Гиза

32,29

Южный Синай

32,29

Северный Синай

32,28

Бани Суеф

31,20

Луксор

30,48

Асуан

27,88

Минья

24,87

Кена

23,59

Асьют

23,23

Сохаг

23,12

Файум

22,77

Марса Матрух

18,83

 

Теперь подсчитаем соотношение граждан, поддерживающих «Братьев-мусульман», с теми, кто поддерживает военных, которое условно назовем «индексом силы позиций Братьев-мусульман» (IMB) по формуле (2):

 

IMB = PMB / PM * 100                                                             (2)

 

где PMB– процент населения, поддерживающего Братьев-мусульман в данной провинции Египта, аPM– процент населения, поддерживающего военных в этой же провинции.

Рассчитанный нами «индекс силы позиций Братьев-мусульман» позволяет оценить, сколько сторонников «Братьев» приходится на сто сторонников военных в провинциях Египта (Табл. 4). 

Табл. 4. «Индекс силы позиций Братьев-мусульман» (число активных сторонников Братьев-мусульман, приходящихся на 100 активных сторонников правящего режима)

Провинция

«Индекс силы позиций Братьев-мусульман»

Марса Матрух

187

Файум

142

Минья

126

Асьют

120

Сохаг

114

Кена

105

Бани Суеф

103

Гиза

92

Суэц

90

Северный Синай

86

Асуан

84

Новая Долина

82

Луксор

82

Бехейра

76

Александрия

75

Исмаилия

73

Каир

68

Красное море

65

Дамиетта

61

Калубийа

58

Кафр аш-Шейх

58

Шаркийа

55

Порт Саид

52

Гарбийа

47

Дакахлийа

47

Мануфийа

45

Южный Синай

31

Нетрудно заметить, что число активных сторонников «Братьев-мусульман» превышает число активных сторонников правящего режима в семи провинциях Египта: Марса Матрух (187), Файум (142), Минья (126), Асьют (120), Сохаг (114), Кена (105) и Бани Суеф (103). Таким образом, по поддержке Братья-мусульмане имеют преимущество над военными в Среднем Египте и на северо-западе страны (Рис. 5).

 

Рис. 5.

Условные обозначения: 1 – Александрия; 2 - Асуан; 3 - Асьют; 4 – Бехейра; 5 – Бани Суэф; 6 - Каир; 7 – Дакахлийа; 8 – Дамиетта; 9 - Файум; 10 - Гарбийа; 11 - Гиза; 12 - Исмаилия; 13 –Кафр аш-Шейх; 14 –Марса Матрух; 15 - Минья; 16 - Мануфийа; 17 –Новая Долина; 18 – Северный Синай; 19 – Порт Саид; 20 - Калубийа; 21 – Кена; 22 –Красное море; 23 – Шаркийа; 24 - Сохаг; 25 –Южный Синай; 26 - Суэц; 27 - Луксор.

В целом, проведенный количественный анализ даёт следующую картину «политической географии» современного Египта. Наибольший процент населения поддерживает Братьев-мусульман в северной части Среднего Египта (провинции Минья, Бани-Суеф и Файум), на северо-востоке страны (Марса-Матрух, Гиза и Александрия) и в двух провинциях зоны Суэцкого канала – Суэц и Исмаилия. Однако в Суэце, а особенно Исмаилии и Александрии ещё больший процент населения поддерживает военных. В южной части Среднего Египта (провинции Асьют, Сохаг и Кена) Братьев-мусульман активно поддерживает лишь довольно небольшая (порядка четверти) часть населения. Но военных здесь поддерживает ещё меньшая доля населения, а в результате Братья-мусульмане имеют тут заметное преимущество. Особо сильны их позиции в северной части Среднего Египта и на северо-востоке страны, где высокий процент населения, активно поддерживающего Братьев-мусульман сочетается с низким процентом населения, активно поддерживающего правящий режим.

Позиции военных особенно сильны в Дельте, Порт-Саиде и важнейшей курортной зоне – Южном Синае, где особо высокий процент населения, активно поддерживающего правящий режим, сочетается с особо низким процентом граждан, поддерживающим Братьев-мусульман. Достаточно сильны они и в другой курортной зоне – на Красном море, а также в Каире.

Наконец, для Верхнего Египта характерен прежде всего крайне высокий уровень политической пассивности – здесь очень низок уровень активной поддержки, как военных, так и Братьев-мусульман. 

В заключение дадим сводную таблицу уровня поддержки основных политических сил по провинциям (см. Прил. 1):

Прил. 1.          Сводная таблица уровня поддержки основных политических сил 
по провинциям АРЕ

Провинция

Уровень поддержки «Братьев-мусульман», (%)

Уровень поддержки военных, (%)

Доля населения, активно выступающего и против «Братьев-мусульман» и против военных, (%)

Доля политически пассивного населения, (%)

Марса Матрух

35,26

18,83

0,74

45,17

Файум

32,43

22,77

0,77

44,03

Бани Суеф

32,19

31,2

1,09

35,52

Суэц

31,68

35,35

0,79

32,18

Минья

31,32

24,87

0,87

42,93

Гиза

29,78

32,29

0,65

37,27

Александрия

29,1

38,63

0,61

31,65

Исмаилия

28,9

39,43

0,79

30,88

Новая Долина

27,89

33,84

1,25

37,01

Бехейра

27,82

36,54

0,78

34,85

Асьют

27,8

23,23

0,94

48,03

Каир

27,7

40,75

0,64

30,91

Дамиетта

27,7

45,41

0,73

26,16

Северный Синай

27,6

32,28

1,07

39,04

Красное море

27,45

42,46

1,19

28,91

Порт Саид

26,79

51,54

0,78

20,89

Сохаг

26,32

23,12

0,67

49,88

Южный Синай

26,28

32,29

3,49

37,94

Калубийа

25,44

44,06

0,71

29,79

Луксор

24,86

30,48

0,52

44,13

Кена

24,68

23,59

0,57

51,15

Шаркийа

24,61

44,73

0,74

29,92

Кафр аш-Шейх

23,96

41,53

0,57

33,94

Гарбийа

23,95

51,35

0,7

24

Мануфийа

23,66

52,75

0,72

22,87

Асуан

23,46

27,88

0,62

48,05

Дакахлийа

23,17

48,79

0,63

27,41