• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Контрафакт бессмертен

Финансовые известия. 23 мая 2008

А виноваты в этом в немалой степени... потребители. Именно они, по мнению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, "своей позицией поддерживают этот рынок".

Несмотря на все усилия, предпринимаемые государством в борьбе с производителями нелегальной продукции, масштабы контрафакта по-прежнему переходят все грани разумного. Доля подделок в обороте розничной торговли составляет 26%, или приблизительно 525 млрд рублей. Такие данные получили специалисты Высшей школы экономики, которые провели исследование, которое вчера было представлено широкой публике, о состоянии контрафакта в нашей стране.

Несмотря на пугающую статистику, исследователи нашли и причину для оптимизма. Например, как поведали вчера представители Высшей школы экономики (ВШЭ), начиная с 2000 года в России производители подделок теряют свои позиции. Так, если в 2000 году фальшивые "найки" и "адидасы" занимали до 80% рынка спортивной обуви, то теперь не более 40%. Самые революционные изменения произошли на рынке чая и кофе, где доля контрафакта снизилась с 10—15% до символических 1—2%.

Сразу оговоримся, что исследование ВШЭ говорит лишь о рынке фирменной продукции. То есть не учитывает колоссальный объем поддельных товаров народного потребления, продуктов питания и напитков, которые не пытаются выдать себя за "фирму", а берут покупателя низкой ценой.

Что же касается "брендированных" подделок, то и там ситуация выглядит далеко не однозначно. Исследователи уверяют, что сегодня доля контрафакта составляет 26% оборота розницы. При этом на рынке СD и DVD-продукции, судя по всему, творится сущий беспредел. По самым скромным оценкам, доля легальной продукции составляет там лишь 20—30%.

А виноваты в этом в немалой степени... потребители. Именно они, по мнению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, "своей позицией поддерживают этот рынок".

Впрочем, на падких до халявы соотечественников защитники авторских прав, похоже, уже махнули рукой. Но и с самими пиратами, несмотря на драконовское законодательство, справиться, как видно, не получается. В чем же дело?

На этот вопрос у представителей ВШЭ есть целый ряд объяснений. Все они, в общем-то, традиционные. Это и несовершенство законодательства, и даже противоречивая позиция самих "фирмачей", некоторые из которых считают, что на определенном этапе развития рынка контрафакт даже полезен — способствует узнаваемости бренда.

Но есть одна проблема, о которой на пресс-конференции практически не говорилось. Это то, что производители и продавцы контрафакта чувствуют себя абсолютно защищенными. Чтобы в этом убедиться, не нужно ехать куда-то в глубинку. Достаточно пройтись по центру Москвы, где на десятках лотков красуются самые последние релизы голливудских фильмов.