• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкции. Сербия

Полит.РУ. 2014. № http://polit.ru/article/2014/11/21/utro_20_11/. 21 ноября

Руководство Европейского союза выдвинуло  Белграду требование присоединиться к санкциям против России в рамках выбранного Сербией курса на евроинтеграцию. Об этом заявил еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан в интервью сербской газете «Вечерние новости».

«Сербия юридически обязалась в рамках переговоров о вступлении постепенно согласовать свою позицию с ЕС по трудным вопросам, таким как санкции в отношении России. Это очень важно, и мы ожидаем от Белграда соблюдения этого обязательства», — заявил г-н Хан накануне рабочего визита в Белград. Он также подчеркнул, что ЕС в виду исторических связей между РФ и Сербией не будет заставлять руководство балканской страны «делать этот выбор». Тем не менее, по его словам, Евросоюз ожидает, что Белград подтвердит приверженность своему курсу на вступление в Евросоюз.

Относительно недавно, в первых числах октября, сербский посол в России Славенко Терзич исключил возможность присоединения Белграда к санкциям Евросоюза против России. «Из наших исторических обстоятельств, из нашей дружбы мы не можем и не хотим присоединяться к санкциям», - заявил тогда Терзич, назвав санкции «анахроническим инструментом». Эту же позицию Терзич озвучил снова после появления информации о том, что Евросоюз давит на Сербию, подталкивая ее к введению санкций против России: «Позиция Сербии такова, что она не хочет присоединяться к санкциям против России. В то же время Сербия ведет переговоры с ЕС (по вступлению в Евросоюз - ИФ), которые, судя по всему, не будут такими простыми и легкими. Сербия, наверное, постепенно должна будет согласовывать свою позицию с позицией ЕС по разным международным вопросам, но на сегодняшний день не готова присоединяться к санкциям против РФ по многим причинам, в том числе потому, что Сербия и Россия являются историческими союзниками», - приводит «Интерфакс» слова сербского посла.

Напомним, что Россия и Сербия в настоящий момент занимаются реализацией сразу нескольких крупных совместных проектов. Среди них, в частности, строительство магистрального участка газопровода «Южный поток», развитие АО «Нефтяная индустрия Сербии» (основным акционером и инвестором является «Газпром нефть»), реконструкция сербских железных дорог в счет российского экспортного кредита в объеме 800 миллионов долларов. В последнем принимает участие компания «РЖД Интернешнл». Однако уже больше двух с половиной лет Сербия имеет статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз.

Ведущий научный сотрудник Центра экономической интеграции Института Европы РАН, Наталия Кондратьева считает, что Сербии невыгодно присоединяться к санкциям, к тому же и присоединение к Евросоюзу для страны станет весьма затруднительным.  «Может ли позволить себе Сербия присоединиться санкциям? Как экономист, я говорю – нет. Экономически страна не в том положении, чтобы жертвовать российским рынком. Экономический рост Сербии в первом полугодии 2014 года сократился, дефицит бюджета остался очень высоким, государственный долг тоже продолжил рост, безработица - очень высока. Рост же экспорта несколько суживает бюджетные дисбалансы. За период европейских санкций Сербия успела зарекомендовать себя как надежный поставщик сельскохозяйственных товаров в Россию. Вряд ли она сегодня пожертвует российским рынком», - объясняет свою точку зрения эксперт, подкрепляя ее данными октябрьского отчета Еврокомиссии о готовности Сербии к вступлению в ЕС, согласно которому оценка нынешнего состояния национальной экономики и государственного устройства весьма низкая.

«Так что о скором вступлении страны в ЕС речь не может идти. Что касается экономических критериев членства, то по мнению официального ЕС Сербия показывает слабый прогресс в деле создания функционирующей рыночной экономики. Стране необходим широкий спектр структурных реформ, начало которым положено с принятием законов о трудовой деятельности, приватизации и банкротстве, в противном случае, будучи в рамках Союза она не справится с его конкурентным давлением».  По мнению эксперта, потребуется комплексный подход, чтобы укрепить экономику Сербии и сделать ее конкурентоспособной: «Значительные усилия потребуются для сокращения государственных расходов и восстановления бюджетной устойчивости. Для поддержания экономического роста потребуются решения о снижении доли низкоэффективного государственного сектора, проведении дальнейшей приватизации, рационализации государственной помощи и совершенствовании корпоративного управления предприятий публичного сектора. ЕС не удовлетворен результатами в налоговой и инвестиционной сферах, а также в сфере банковского кредитования, отмечает чрезмерный бюрократизм в сфере предпринимательства, неэффективность системы образования из-за падения числа учащихся».

«Что касается способности Сербии принимать на себя обязательства членства, то присоединение к санкциям является далеко не единственным требованием со стороны официального ЕС. Сербия должна предпринять усилия по упорядочению процедуры предоставления убежища в соответствии со стандартами ЕС, должна активизировать свои усилия в направлении выравнивания с законодательством ЕС в области энергетики, в том числе, требований разделения собственности и реструктуризации национального газового монополиста, а также требований, касающихся газопровода «Южный поток». Сербии потребуются значительные усилия в деле соблюдения требований ЕС в области налогообложения, охраны окружающей среды, изменения климата, генетически модифицированных организмов, здравоохранения в целом и социальной защиты», - подводит итог г-жа Кондратьева.

 

Переговоры Александра Вучича и Йоханнеса Хана

 

 

Заместитель директора Института сравнительных социальных исследований Анна Андреенкова считает, что вопрос о евроинтеграции Сербии неоднозначен, и любое решение может привести к конфликту разных групп интересов: «В данном случае необходимо разделять два понятия: то, что является национальным интересом Сербии, как мы себе это представляем с нашей точки зрения, смотря на эту страну в целом,  и что думают по этому поводу элиты сербские. И это совершенно не обязательно одно и то же. Представление элит, тех, кто принимает решения, об интересах страны и ее населения очень часто не совпадает, это распространенная ситуация. Поэтому, если говорить о том, как на сегодняшний день население Сербии представляет себе направление развития страны и национальные интересы, то я бы сказала, что сейчас сербское общество разделено почти на два равных, противоположных лагеря. То есть одни занимают достаточно серьезную проевропейскую позицию, другие — пророссийскую. Согласия там на сегодняшний день нет, а в кругах элит Сербии сегодня прагматические вещи будут играть большую роль, чем их какие-либо представления о том, как это должно происходить», - рассуждает г-жа Андреенкова.

«Поэтому это ситуативные вещи: кто предложит более выгодные условия, тот на данный момент и выиграет. И это не значит, что это не приведет к противостоянию в обществе. Любое решение, которое сейчас примет Сербия — и в пользу России, и в пользу Евросоюза — породит большое общественное недовольство опять же потому, что население очень сильно разделено. И какой-то из этих двух лагерей будет сильно недоволен и будет давить на правительство, настаивая на своей позиции и интересах. Сербия сейчас находится в очень сложном положении, не завидую ей», - заявляет эксперт.

«По ощущениям качественного характера и по экспертным оценкам, можно сказать, что в долгосрочной перспективе население видит себя частью Европы, но за последние годы изменилось то время, которое население отводит для разумной интеграции, и это время удлинилось. То есть, если раньше люди думали о более менее быстром вхождении в Евросоюз, то сейчас, в первую очередь, кризис и впоследствии и события в России и на Украине говорят о том, что этот процесс, возможно, выгодно Сербии продолжать гораздо дольше, но поступательно и последовательно, то есть не делая скоропалительных решений. Я бы не сказала, что изменилось направление сербов на евроинтеграции, но изменилось представление о способах и этапах вхождения в состав Евросоюза», - считает Анна Андреенкова, объясняя свое мнение в том числе и сложным положением соседей Сербии.

«В соседствующей с Сербией Венгрии сейчас очень сильны антиевропейские настроения, и экономика претерпевает серьезные трудности, и Болгария тоже испытывает тяжелый период. А это все ближайшие соседи Сербии, и их положение отражается на представлении о том, насколько легко или трудно войти в Евросоюз. Но в долгосрочной перспективе пока я не думаю, что у этих государств есть какая-то четкая и понятная альтернатива. Россия сейчас как раз пытается ее выстроить и показать, что эта альтернатива есть, но пока еще это не рассматривается в глобальном масштабе как другая возможность», - рассуждает эксперт, отмечая, что, хоть такой альтернативный вариант и возможен, но все же очень маловероятен.  «Пока Евросоюз является их единственной возможностью, и речь идет только о скорости и этапах вхождения в его состав», - резюмирует Андреенкова.

Напомним, что введение санкций против России началось с марта этого года, после присоединения Крыма. Пакет санкций ввели США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились и некоторые другие страны. Вслед за этим, ответным шагом России стало введение продовольственного эмбарго на товары тех стран, которые выступили с санкциями. Уже к осени появилось осознание того, что эта «санкционная война» неэффективна против России и к тому же оказывает значительный ущерб экономике европейских стран и отдельных предприятий, в частности. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан даже назвал антироссийские санкции «выстрелом себе в ногу».

Европейский эксперт, специалист по международным отношениям, научный сотрудник Сорбонны и Университета Тампере Михаэль Ламбер в интервью французскому Atlantico заявил, что решение Европы и других западных стран воздействовать на Россию экономическими санкциями нельзя считать стратегическим, и назвал это «единственной картой на руках у Европы». По словам Ламбера, Западу необходимо искать другой рычаг давления на Москву. «Россия станет уважать Европу и начнет вести с ней конструктивный диалог только в том случае, если та заявит о себе как о мощной и единой мировой державе. А все это весьма далеко от сценария применения европейской мягкой силы, которая в данном случае совершенно неэффективна», - считает эксперт.