• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регионы завязли в долгах

Эксперт. 2014. № 11. 10 марта

В малых городах России долговая экономика, основанная на неформальных отношениях, вытесняется долговой экономикой формальных связей

Многие российские регионы на грани банкротства. И сами субъекты, и население, и бизнес опасно закредитованы. Как выяснили чиновники и эксперты, чем меньше и беднее регион или населенный пункт, тем хуже обстоят дела.

Тревожная ситуация сложилась в Республике Карелия, Омской, Брянской, Нижегородской и Мурманской областях. Госдолг Астраханской области достиг в конце минувшего года почти критической отметки — 16 млрд рублей (67% от объема собственных доходов). Это на три миллиарда больше, чем годом ранее. Сложная ситуация и на Брянщине — здесь долг вырос на 2 млрд и составил 8 млрд рублей.

«Если финансово-экономическая ситуация в стране не улучшится, то в начале будущего года более десятка российских регионов могут превратиться в банкротов, — говорит член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков. — Основная причина происходящего — неумелое управление регионами, желание их лидеров привлечь неограниченное количество средств. Темпы снижения экономической активности демонстрируют даже успешные субъекты. Тем временем в менее успешных Белгородской, Воронежской, Липецкой областях ситуация неплохая, хотя в них нет ни нефти, ни газа. Почему так происходит? Потому что в них, очевидно, более ответственные руководители, умеющие выстраивать экономическую политику, не набирая кучу кредитов».

В сентябре 2013 года глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что дефицит бюджетов регионов в течение 2013 года более чем удвоился и составил 700 млрд рублей. Дефицит был покрыт за счет остатков, накопленных регионами в предыдущие годы. В 2014-м, по словам министра, «такой возможности использования этого ресурса уже не будет». В отличие от федерального у региональных бюджетов нет собственной подушки безопасности в виде резервных фондов.

Примеру региональных чиновников следуют бизнес и население. Так, аналитики Goldman Sachs выделили категории высокорисковых компаний, работающих в наиболее закредитованных отраслях (бизнес в сфере недвижимости, строительство и производство строительных материалов, горнометаллургическая промышленность). В этих сегментах отношение чистого долга компаний к их EBITDA составляет 2,6–2,7 по сравнению со средним значением 1,3.

Экономисты же Высшей школы экономики выяснили, что в малых городах России каждый второй житель — должник: 45% населения живет в кредит; 23% жителей не могут вовремя расплачиваться по долгам. Эксперты считают, что подобное положение дел связано не только с экономической ситуацией, но и с менталитетом населения малых городов. До прихода в регионы крупных игроков жители брали нерегламентируемые займы друг у друга, «до получки», не уточняя конкретных сроков. С приходом же банков и заемных агентств ситуация, если говорить о понимании необходимости соблюдать график выплат, не изменилась, люди просто не обращают внимания на указанные сроки и не способны спрогнозировать последствия непогашения долга, при этом размеры долгов увеличились. «Банковское кредитование привносит оппортунизм. Если у хозяина магазина одалживали лишь самое необходимое — преимущественно продукты питания, то у банка с легкостью берут деньги на шубу и автомобиль, не задумываясь о будущих платежах по кредитам», — отмечает доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Иван Павлюткин.

Таким образом, в малых городах России долговая экономика, основанная на сообществе, то есть на неформальных отношениях, сейчас вытесняется долговой экономикой формальных связей. При этом исчезновение беспроцентных долгов не приводит к формированию финансовой автономии: жизнь в состоянии задолженности остается нормой. По словам президента одного из крупнейших российских частных банков, в сложившейся ситуации вернуть деньги банкирам будет очень трудно, ведь взять с должников нечего. Даже залог не гарантирует возврата долга — его легко можно переоформить на родственников или продать. С бизнесом ситуация не лучше — к моменту банкротства у компании может даже стульев не остаться.

И банкиры, и экономисты призывают государство заняться решением этой проблемы, иначе пострадает бюджет. По мнению экспертов Агентства финансовой и правовой безопасности, ее надо решать с помощью деятельности ответственных и зарекомендовавших себя федеральных агентств, в том числе — повышая финансовую грамотность и регулируя поведение местных чиновников.