• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Долгая дорога к школе

Известия. 6 сентября 2009

В статье дается обзор лучших учебников литературы для старших классов.

 Каких учебников по русской литературе ждут растерянные учителя старших классов
Издательство "Новое литературное обозрение" выпустило учебник по истории русской литературы ХХ века Евгении Абелюк и Константина Поливанова. Несмотря на то, что самые квалифицированные учителя Москвы не сомневаются в его полезности для учеников, дорога к школе у двухтомника может занять не один год. Почему, разбиралась обозреватель Наталья Кочеткова.

 


Те, чья учеба в школе пришлась на советское время, со смехом вспоминают штампы, которые учителя-словесники вдалбливали в головы учащимся. Марксистская система преподавания литературы предполагала поступательное развитие от классицизма к сентиментализму, от сентиментализма к романтизму, а далее, уже никуда не сворачивая, к реализму и наконец социалистическому реализму. Получалось, что Пушкин родил Лермонтова, а все прочие "вышли из "Шинели" Гоголя". А стихотворение Лермонтова "Белеет парус одинокий:" вполне могли счесть за "олицетворенный (sic!) символ декабристов".
Впрочем, когда советские годы миновали, выяснилось, что отдельные "перегибы на местах" сохранились. Года три назад мой знакомый со смехом рассказывал, как пролистав учебник дочери, обнаружил "подредактированного" Пушкина. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая царица говорит про красавицу царевну:
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Этот пассаж вырезали. Таким образом, фраза "Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь" приобретает смысл непорочного зачатия.
Если до сих пор не разобрались со сказками Пушкина, что уж говорить об отечественной литературе ХХ века, обязательный список которой перетерпел существенные изменения. Из советской программы исчезли Фадеев и Н.А. Островский, перешел в разряд рекомендуемых, но не требуемых Алексей Толстой. Добавились Булгаков, Ахматова, Пастернак. Место "Поднятой целины" занял "Тихий дон".
Но даже те произведения, что благополучно перешли из советского перечня в постсоветский, сменили трактовку. С этой точки зрения только что вышедшая "История русской литературы ХХ века" в двух томах Евгении Абелюк и Константина Поливанова должна стать серьезным подспорьем для растерянного учителя старших классов общеобразовательной школы. Главное достоинство этой книги в том, что она на фоне четких сведений о писателе не пытается представить литературный процесс как таблицу Менделеева, а призывает ученика задуматься. Скажем, до сих пор в серьезной академической науке не решен вопрос периодизации. Когда закончился Серебряный век: в 1917 году или в 1960-е со смертью Пастернака и Ахматовой? Авторы учебника так честно и признаются, что хронологические границы периода весьма условны. Как условно и отнесение автора строго к одному какому-либо литературному течению. Ведь его творчество меняется на протяжении жизни. Авторы учебника также берут на себя смелость не давать однозначных ответов, касающихся трактовки тех или иных персонажей. Например, Иуда Искариот из одноименной повести Леонида Андреева какой? Он предатель или любит Христа сильнее других апостолов? Он презренный персонаж или его подвиг сопоставим с подвигом Спасителя? Оказывается, все эти вопросы применительно к герою повести некорректны. Работая над текстом, Андреев исследовал психологию предательства и именно тут следует искать мотивы в поступках Иуды Искариота.
Кроме того, в учебнике много иллюстраций - кроме портретов писателей есть их рисунки, пастели, фотографии реалий описываемого времени (например, ночлежный дом Н.А. Бугрова конца XIX века в Нижнем Новгороде рядом с текстом о пьесе Горького "На дне"). Но, несмотря на очевидные достоинства, учебник Абелюк, Поливанова - издание тяжелой судьбы, и шансов попасть в школы у него пока мало. Рынок учебников - это прежде всего рынок, и он насыщен. Каждое издательство издает своих авторов, и лишних линий учебников им совершенно не нужно. И только если издательство "НЛО" подаст заявку в Министерство образования, а специальная комиссия одобрит учебник - у него есть шанс стать по настоящему школьным. Пока же "История русской литературы ХХ века" в двух томах Евгении Абелюк и Константина Поливанова - всего лишь подарок для просвещенных родителей и их гуманитарного склада детей n
Из почтового ящика "Недели"
Прочитал в учебнике для 10-го класса (изд. "Дрофа") про образ Наташи Ростовой: "...Подобно остальным Ростовым, Наташа не наделена острым умом... Она наделена чем-то иным, что для Толстого важнее абстрактного ума, важ-нее даже правдоискательства: инстинктом познания жизни опытным путем...."
Но ведь ни за что не влюбиться в такую Наташу. И вся эта трудноусвояемая риторика обучает уже 10 поколений старшеклассников, ибо осуществлено 10 переизданий. Неизбежен вопрос: захочется ли после таких установлений вообще читать шедевр "Война и мир"?
Литератор Валентин Осипов
Заслуженный учитель РФ Лев Соболев, преподаватель словесности московской гимназии N 1567: "Я не умею работать с учебником"
Что касается учебника для учителя, то я такого еще не встречал. Наверное, он был бы неплох как учебное пособие или антология критических и исследовательских материалов. Что касается учебника для ученика, то я обхожусь без него. Сейчас, когда есть множество сайтов, есть моя собственная страничка, на которой я выкладываю материалы, полезные ученикам, это совсем просто сделать. Раньше нужно было ксерокопировать статьи, переплетать - мы это делали тоже. Просто такого учебника, по которому я мог бы сейчас заниматься со своим гуманитарным классом, я не вижу. Учебник Лотмана по русской литературе для средней школы написан для дремучей эстонской деревни и ученику профильного филологического класса ничего не даст. Учебник "Русская литература XIX века" для 10-го класса Архангельского, Бака и Кучерской полезно прочитать.Учебник Абелюк, Поливанова я рецензировал. Это вполне квалифицированная книжка, написанная добросовестными, умными людьми. Еще я бы порекомендовал учебник Игоря Николаевича Сухих.
Лучшие учебники словесности для старшеклассников
Учебник по русской литературе для средней школы. Ю. М. Лотман
Легендарный филолог рассматривает русскую литературу в единой исторической перспективе. Все периоды, писатели и тексты описываются автором с точки зрения их взаимоотношений с культурным контекстом и мировоззрением современной им эпохи.
Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Архангельский А. Н., Бак Д. П., Кучерская М. А. и др., под ред. Архангельского А. Н.
Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского "Русская литература XIX-XX веков (для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений)" и входит в единый комплект учебников: "Русская литература XIX века" (в 2 частях) под ред. А. Н. Архангельского и "Русская литература XX века" (в 2 частях) под ред. В. В. Агеносова.
Литература. В 2 частях. Часть 1. 11 класс: Базовый уровень. И.Н. Сухих
Учебник дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития русской литературы XX в., ее главных проблемах, направлениях, именах. Главы о писателях построены как драматические очерки и эссе.
Проректор РГГУ Дмитрий Бак: "История литературы для 11-го класса еще не написана"
Преподавание литературы в 10-м классе и 11-м - совершенно разное. 11-й - это история литературы, которая еще не написана. Дело в том, что в истории русской литературы ХХ века до сих пор существуют три разных материка: подцензурная литература, неподцензурная, то есть самиздат и литература русского зарубежья. Нет пока такого учебника, такой исторической концепции, которая бы все это могла описать. Поэтому учебники могут быть только вспомогательным средством освоения литературы. Их можно давать факультативно для пополнения каких-то знаний учениками. Учебники должны писаться раздельно- для учителей и для учеников. Это разные задачи и адресаты. Преподавание литературы XIX века - совсем другая история. Это классика. Но и тут есть проблемы - очень много советских клише. Я это знаю по 17-летнему опыту преподавания в школе. Еще 5 лет назад мне ученики возвращали штампы советского времени вроде "Катерина протестует против классового угнетения свободолюбивых представителей купечества". Я уже не говорю про "луч света в темном царстве". Добролюбов - гениальный критик, только это нужно правильно преподать.