• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как обучить иностранному языку Билла Гейтса и африканского школьника

Новые информационные технологии кардинально меняют наши представления об образовании. О том, как компьютерные программы учат людей общаться и создают новые социальные лифты, на лекции в Вышке рассказал Луис Фон Ан, основатель компании reCAPTCHA и образовательной платформы Duolingo.

Оцифровываем книги с помощью капчи

Капча является, вероятно, самым известным изобретением Луиса Фон Ана и его коллег по Университету Карнеги — Меллона. Каждый регулярный пользователь интернета при посещении самых разных сайтов проходил этот тест, призванный отличить реального человека от бота. Практическая польза капчи очевидна даже в экономическом плане: например, известный сервис по продаже билетов на концерты и спортивные мероприятия использует тест, чтобы предотвратить массовую скупку билетов спекулянтами при помощи компьютерной программы. Но изобретатели капчи нашли ей и другое применение — культурно-образовательное.

В какой-то момент Луису Фон Ану стало интересно, как часто люди пользуются капчей. Оказалось, что пользователи по всему миру вбивают ее в среднем 200 миллионов раз в день. «Поначалу я очень гордился собой — вот насколько значимо оказалось мое исследование! — рассказал Фон Ан. — Но потом мне стало грустно, ведь на то, чтобы пройти капчу, человек тратит около десяти секунд. Получается, что человечество в целом тратит на капчу 500 тысяч часов в день — и все из-за меня».

Тогда и возникла идея сделать так, чтобы пользователи тратили эти десять секунд на что-то полезное. Например, на то, чтобы помочь оцифровывать книги. Компьютеры неплохо справляются с этой задачей, но только в определенной степени. Проблемы возникают, если компьютерной программе нужно распознать слова из книг, напечатанных несколько десятилетий назад, когда качество печати и состояние шрифта оставляют желать лучшего. Человек же, в отличие от машины, вполне способен распознать такие «размытые» слова. Вот этим, сами о том не подозревая, и занимаются миллионы пользователей, когда проходят не просто капчу, а «рекапчу» (reCAPTCHA). На многих сайтах распознавать теперь нужно два слова: одно из них известное машине, другое — неизвестное, из какой-нибудь старой книги. Если пользователь правильно вводит первое слово, то reCAPTCHA полагает, что и второе слово он скорее всего распознал верно — тем более, если достаточное число пользователей решили эту задачу одинаково.

Как машина учит людей

По словам Луиса Фон Ана, его страстью всегда было образование, и ему очень хотелось создать какой-нибудь обучающий проект. «Но мои взгляды на образование тесно связаны с моим происхождением — а я родом из Гватемалы», — пояснил Фон Ан. Гватемала — одна из беднейших стран мира, а образование считается одним из самых эффективных способов борьбы с бедностью.

Но тут возникает ловушка, замкнутый круг. Образование стоит денег. Богатые люди могут платить за свою учебу и учебу своих детей, таким образом они поддерживают свой высокий уровень образования и увеличивают шансы на сохранение высоких доходов. У бедняков нет денег на образование, то есть их удел — низкоквалифицированная и малооплачиваемая работа, а значит, бедность в таких семья будет воспроизводиться из поколения в поколение.

Проект Duolingo, запущенный Луисом Фон Аном, позволяет множеству людей бесплатно получить знания в такой важной сфере, как иностранные языки. Владение иностранным языком не только увеличивает шансы найти хорошую работу, но и повышает социальный статус. По оценкам, изучением другого языка заняты 1,2 млрд человек по всему миру.

Конечная цель проекта куда более масштабная: борьба с неграмотностью. В мире по-прежнему около миллиарда людей, которые не умеют читать или писать даже на родном языке

Для Луиса Фон Ана особенно важно, что платформой Duolingo пользуются представители самых разных социальных групп — от Билла Гейтса, изучающего французский, до школьников в беднейших странах, которые учат английский. Важен и культурный аспект, в частности, расширение «ареала» употребления редких языков. Так, ирландский язык является родным всего для 92 тысяч человек, но на Duolingo его изучают два миллиона пользователей. Duolingo помогает и культурной интеграции. Например, самым популярным языком для изучения среди пользователей из Швеции является шведский. Парадокс объясняется просто: это мигранты, старающиеся изучить язык страны, в которой они живут.

Duolingo — это непрекращающийся эксперимент. Авторы платформы постоянно пробуют что-то новое, чтобы пользователям не наскучили занятия. При этом разработчики Duolingo, которые прежде всего компьютерные инженеры, а не лингвисты, вынуждены решать и методологические задачи. В какой последовательности лучше обучать иностранному языку? За что браться сначала — артикли, числа, части речи? Предлагая разным пользователям разные последовательности курсов и сравнивая результаты, разработчики находят оптимальные решения.

Говорите — вас снимают

Подавляющее большинство людей (по оценкам, около 85%) при изучении иностранного языка стесняется пробовать говорить на нем с другими людьми. Боязнь не просто совершить ошибку, но показаться смешным и глупым знакома многим. Разработчики Duolingo предлагают стеснительным пользователям новую возможность — попрактиковаться в разговоре не с человеком, который может на вас косо посмотреть, а с компьютерной программой, которая вас точно не осудит.

Еще один «побочный» сервис, который внедряет компания Луиса Фон Ана, — это языковые тесты, значительно более дешевые и доступные, чем традиционные TOEFL, IELTS и проч. Этот сервис также направлен на то, чтобы помочь людям с низкими доходами или живущим вдалеке от сертификационных центров, проводящих обычные экзамены. Чтобы сдать языковой экзамен в Duolingo, достаточно 50 долларов и компьютера — ехать никуда не надо.

Ирландский язык является родным всего для 92 тысяч человек, но на Duolingo его изучают два миллиона пользователей

Правда, для успешного проведения таких экзаменов, разработчикам пришлось решить проблему идентификации пользователей. Выход нашли простой: записывать процесс выполнения теста на веб-камеру. Благодаря трансляции, а также характеру некоторых вопросов, на которые нужно отвечать пользователю, можно даже, как считает Луис Фон Ан, заметить, подсказывает ли ему в этот момент кто-нибудь.

Сейчас Duolingo работает над тем, чтобы их языковые тесты признавались университетами — и это уже происходит в более чем ста американских вузов. «Приманкой» стала дополнительная опция, которую включает тест Duolingo: пользователь, пройдя тестирование, может записать на ту же веб-камеру свой короткий рассказ о каком-нибудь интересном событии или просто поделиться своими мыслями. Таким образом приемная комиссии в университете получает не только результаты теста, выраженные в баллах, но и может увидеть и услышать, как человек разговаривает по-английски.

Языковые тесты, при их относительной дешевизне для пользователей, являются одним из источников заработка для Duolingo, но в целом проект пока остается убыточным. Разработчики будут предлагать пользователям новые, платные сервисы. Например, специальную подписку, которая позволяет отключать рекламу и различные видеосервисы.

В ближайших планах Duolingo — запуск курсов по китайскому языку. Также разрабатывается платформа для организации в городах встреч людей, которые хотели бы вместе изучать языки.

Но конечная цель проекта куда более масштабная: борьба с неграмотностью. В мире по-прежнему около миллиарда людей, которые не умеют читать или писать даже на родном языке. А можно ли с помощью технологий Duolingo обучать не только языкам, но и наукам? Луис Фон Ан считает, что это вполне реально, если речь идет, например, о географии или математике начального уровня. «Вот только в отличие от языков немногие хотят изучать математику вне школы», — заметил профессор Фон Ан.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.

ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ

В следующие 10 лет партнерство Яндекса и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ расширится по трем направлениям: создание новых образовательных программ, развитие исследований в области ИИ и применение генеративных нейросетей в учебном процессе. ФКН был основан Вышкой и Яндексом 10 лет назад и стал одним из лидеров в подготовке разработчиков и специалистов по ИИ и машинному обучению. За это время выпускниками факультета стали 3385 человек.

МИЭМ НИУ ВШЭ и YADRO провели День телекома

Телекоммуникации — одно из ведущих образовательных направлений в МИЭМ ВШЭ. В марте в институте состоялся уже второй День телекома, и мероприятие планируется сделать традиционным. Участие в нем приняли специалисты компании YADRO, преподаватели, возглавляющие образовательные треки МИЭМ в области телекоммуникаций, и их студенты.

ВШЭ и ИТ-кампус «Неймарк» подписали договор о сетевой программе по ИИ

Высшая школа экономики совместно с ИТ-кампусом мирового уровня «Неймарк» готовят уникальную профессиональную среду для будущих ИТ-специалистов. В Нижегородском регионе будет создана ИТ-школа, а с 1 сентября в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород стартует первая сетевая программа высшего образования «Технологии искусственного и дополненного интеллекта».

«Студенты Вышки толковые, жадные до развития»

В сентябре 2023 года на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ была открыта базовая кафедра МТС, которая работает по актуальным направлениям развития цифровых технологий. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» заведующий кафедрой, первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин рассказал, зачем и как компания сотрудничает с университетами, чему обучает студентов, какие требования предъявляет к молодым специалистам.

«Рутинную работу должен взять на себя робот»

Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.

Вышка, Центральный университет и «Тинькофф» открывают совместный бакалавриат по подготовке ИТ-разработчиков

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Центральный университет запускают совместную программу бакалавриата «Дизайн и разработка информационных продуктов». Ее цель — повысить качество подготовки специалистов в области проектирования информационных систем и инженерии данных. Выпускники получат два диплома о высшем образовании: от НИУ ВШЭ по специальности «программная инженерия» и от Центрального университета по специальности «математика и компьютерные науки». Индустриальным партнером программы стал «Тинькофф».

Нижегородская Вышка стала участником областного ИТ-кластера

НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде заключила соглашение о сотрудничестве по созданию образовательно-производственного кластера ИТ-профиля в городе Кулебаки Нижегородской области. Со стороны НИУ ВШЭ планируются выездные занятия от преподавателей и студентов по ИТ-дисциплинам, а также подготовка кулебакских школьников к участию в интеллектуальных проектах и соревнованиях — олимпиадах, конкурсах и хакатонах нижегородской Вышки.

Система мониторинга эффективности задач на суперкомпьютере НИУ ВШЭ включена в Реестр российского ПО

Разработанная в Высшей школе экономики система мониторинга эффективности задач на суперкомпьютере HPC TaskMaster включена в Реестр российского программного обеспечения. Для этого был выполнен большой комплекс подготовительных работ. Доказав эффективность системы, Вышка готова распространять ее и в другие университеты и компании.

«На рынке data science всегда было мало людей, и потребность в них с каждым годом увеличивается»

Сегодня хорошие программисты требуются везде. Но особенно сильно в них нуждается промышленный сектор. О том, что такое промышленное программирование и для чего IT-специалисты нужны на производствах, рассказал Алексей Шпильман, заведующий центром анализа данных и машинного обучения НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и руководитель программ искусственного интеллекта в «Газпром нефти».