• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комментарии

Труд. 16 января 2009

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: "С российской стороны в этом конфликте больше экономики, а с украинской — политики."

Дмитрий Сорокин, первый заместитель директора Института экономики РАН:

— В конечном счете, здесь речь идет именно об экономической составляющей. Политика — лишь инструмент отстаивания своих интересов. Возникает простой вопрос: почему танкеры с нефтью из Саудовской Аравии охраняют американские и европейские корабли? Потому что арабская нефть продается "до борта корабля". Почему Россия не хочет так же поступать и с газом? Например, Германия готова покупать газ на российской границе. Но Москве важно иметь больше влияния и в сфере транзита голубого топлива.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

— С российской стороны в этом конфликте больше экономики, а с украинской — политики. Сюда примешиваются отношения между премьер-министром и президентом Украины. Ситуация используется для создания определенных настроений внутри страны, которые могут быть потом использованы в предвыборной кампании. В России же хотя и превалирует экономический подход к конфликту, он все же приобретает политический оттенок. Начинается борьба уязвленных самолюбий отдельных политиков. И это очень плохо, потому что экономические проблемы нужно решать экономическим же путем.

Леонид Григорьев, директор Института энергетики и финансов:

— Боюсь, что мы имеем дело уже не с политическими и экономическими проблемами, а с инженерными трудностями. Необходимо провести саммит диспетчеров, и сделать это нужно немедленно. Все экономические и политические составляющие должны отойти на второй план. Та страна, которая проявит в этом смысле больше благородства, выиграет больше всех.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

— На Украине практически началась предвыборная президентская кампания. "Газовая война", безусловно, ее часть. Юлия Тимошенко почти договорилась с Москвой о поставках газа в 2009 году. Но Ющенко сорвал эти договоренности, при этом попытался переложить ответственность на премьера. Вторая, "побочная" цель Ющенко в "газовой войне" — любой ценой сохранить посредника, "Росукрэнерго", который мог бы дать деньги на его предвыборную кампанию. Тимошенко хотела убрать этого посредника их схемы газовых поставок.

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований (Киев):

— Причин газового конфликта много. Он проходит в общем контексте ухудшающихся отношений двух стран. Особенно острая фаза этих отношений наступила в связи с войной в Южной Осетии. Возможно, есть и скрытые причины. Например, мы не знаем всех деталей переговоров "Газпрома" со странами Средней Азии. К тому же можно предполагать, что сейчас Россия вступила в некую фазу сложных отношений с Европой. Пока что Евросоюз не может продемонстрировать внятную стратегию в отношениях с Россией. Скорее всего, Россия приняла какое-то решение — стимулировать Европу к более определенному стратегическому выбору: хочет ли она нормальных стратегических отношений с главным поставщиком энергоресурсов или нет?

Цифры

99,2 миллиона кубометров газа собирался прокачать "Газпром" через территорию Украины за минувшие сутки.

1,1 миллиарда долларов недополученной экспортной выручки намерены взыскать с Украины российские власти.

1,7 миллиарда долларов составляет на сегодняшний день долг Киева Москве за голубое топливо.

18 стран Европы пострадали из-за прекращения транзита газа через территорию Украины.