• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Военная тайна российской экономики. Показатели производительности труда признаны опасными для населения

ИА ФК-Новости. 16 мая 2008

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: "У меня такой труд, что я свою производительность повысить попросту не могу. Ведь у меня творческая работа, и все зависит от идей, которые приходят ко мне в голову. Если этих идей бывает много, то я и трачу много сил и времени. Однако все это никак не касается производительности".

МОСКВА, 16 мая. /"ФК-Новости"/. Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад о росте производительности в Восточной Европе и бывших странах Советского Союза с 1999 по 2005 годы. Главный вывод - повышение производительности привело к росту благосостояния населения и, как результат, снижению бедности. Специалисты ВБ считают, что рост производительности был обусловлен структурными преобразованиями и загрузкой ранее простаивавших мощностей. При этом в России сложилась парадоксальная ситуация - производительность труда отстает от общего роста экономики.

Россияне, может быть, работают много, но крайне неэффективно. Настолько, что начиная с 2005 года Росстат не раскрывает данные о производительности труда по секторам экономики, не афишируется и общая цифра.

За семью печатями

О том, что показатель производительности труда в России крайне низкий, давно говорят в Минэкономразвития. Низкий показатель производительности вкупе с быстрорастущими доходами населения стимулируют спрос, за которым не успевает предложение. Как результат - высокая инфляция, потребительский спрос в значительной мере покрывает рекордные объемы роста импорта (в 2007 году около 40%).

По последним официальным данным Росстата, опубликованным два года назад, в 2005 году рост производительности труда составил 5,5%. Причем статистики тогда отмечали: по сравнению с 2003 годом практически во всех секторах экономики наблюдалось замедление темпов роста этого показателя. Сильнее всего в сельском и лесном хозяйстве (в 2005 году рост производительности труда составил лишь 0,2% против 6% и 6,2% в 2003 и 2004 годах соответственно), а также на транспорте и в связи (0,5% роста в 2005-м против 7,5% и 8,3% в предыдущие два года).

С тех пор данные о производительности труда не афишируются. Впрочем, в Росстате корреспонденту "Газеты" в четверг сообщили, что рост производительности труда в 2006 году составил 6% (Минэкономразвития считает - 6,2%). Однако экономика в том году выросла. По данным того же Росстата, на 6,8%, а реально начисленная заработная плата - на 13,3%. Таким образом, благосостояние работников росло в два раза быстрее, чем производительность труда.

Производительность труда рассчитывается как отношение ВВП к числу занятых. Последнее практически не меняется. Главное: ВВП растет в том числе и за счет роста нефтяных цен, от производительности труда никак не зависящих. Если же исходить из ВВП, рассчитанного с учетом постоянных цен на нефть, то, к примеру, в 2006 году официальный рост производительности труда в 6%, по расчетам "Газеты", следует уполовинить.

По словам представителей Росстата, данные за 2007 год еще не обработаны. Однако замминистра экономического развития Андрей Клепач уже не раз заявлял, что разрыв между производительностью труда и ростом заработанной платы в 2007 году только возрос. Оклады в прошлом году выросли на 16,2%, тогда как прогнозное значение роста производительности труда - всего на 6% (см. график).

Как это будет по-таджикски

Решать проблему производительности специалисты ВБ предлагают по всему макроэкономическому фронту, начиная от инвестиций в инфраструктуру и заканчивая развитием финансового сектора. Один из самых дельных механизмов роста производительности - конкуренция. В докладе отмечается низкий уровень сменяемости компаний в России - всего 5%. "В развитых странах приблизительно 10-13% фирм ежегодно приходят на рынок и уходят с него", - отмечают авторы доклада. Парадоксально, но коэффициент выживаемости новых фирм в России по сравнению с Западной Европой и США достаточно высок. Например, для игроков, вышедших на рынок с 1993 по 1997 годы он составил после двух лет работы 73,5%, после четырех - 43,6%. Для компаний, появившихся с 1998-го по 2002 год, 81,9% и 62,5% соответственно. В развитых странах эти показатели редко превышают 50%, что свидетельствует о более высокой конкуренции, пишут специалисты ВБ.

Нужна и кадровая конкуренция. В докладе отмечается нехватка в России грамотных управленческих и технических кадров . "Это обусловлено недостатками системы высшего образования и системы государственных исследований, а также низким уровнем инвестиций в программы переподготовки на уровне предприятий", - отмечают авторы доклада. Впрочем нехватка квалифицированных кадров - проблема всего восточноевропейского региона, подчеркивают они.

По прогнозам ВБ, к 2025 году население России сократится на 12%, или на 17 млн человек, а каждый пятый будет старше 65 лет. Уже сейчас среди работоспособного населения становится все меньше молодых (от 15 до 39 лет) и все больше людей старших возрастных групп. Отчасти эту проблему можно решить грамотной миграционной политикой. Но тогда для сохранения существующих темпов экономической активности правительству придется практически открыть границы. Ведь к 2025 году потребуется привлечь 2,8 млн иммигрантов.

Как и почему вы повышаете свою производительность труда

Владимир Рыжков / политик, историк, радиоведущий:

- Так как я, говоря бюрократическим языком, отношусь к работникам умственного труда, то и произвожу какой-то интеллектуальный продукт: радиопередачи, интервью, статьи и так далее. Через это все я реализую себя как личность, как гражданин - высказывая конкретные оценки и стараясь облечь их в привлекательную художественную форму. Поэтому повышение производительности труда я всячески приветствую и всячески к тому стремлюсь: чем более толково и производительно буду расходовать свое время, тем больше удастся сделать и полнее себя реализовать. Так что, как говорится, полностью поддерживаю курс партии и правительства, нацеленный на повышение любой производительности, в том числе и умственного труда. Ведь у нас, при том что оплата все-таки значительно выросла (в среднем по стране), производительность растет заметно медленнее. А это, в свою очередь, ухудшает конкурентоспособность России на глобальных рынках. Поэтому необходимо комплексно решать данную проблему: и стимулированием, и профобразованием, и много чем другим.

Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики:

- У меня такой труд, что я свою производительность повысить попросту не могу. Ведь у меня творческая работа, и все зависит от идей, которые приходят ко мне в голову. Если этих идей бывает много, то я и трачу много сил и времени. Однако все это никак не касается производительности.

Михаил Делягин / директор Института проблем глобализации:

- Во-первых, вниманием к мелочам, лучшей организацией труда. А во-вторых, к сожалению, его интенсификацией. К сожалению, потому, что порой это идет во вред здоровью, настроению и свободному времени. Правда, я применяю такой научный метод, как частая смена характера деятельности. Ведь когда вы быстро этот характер меняете, то некоторое время вам кажется, что вы отдыхаете. Грубо говоря, если после тяжелых переговоров вскапывать грядку, то первая ее половина покажется отдыхом, и так далее. При этом я повышаю производительность своего труда для получения больших результатов - для себя, для семьи. Но призывы к такому повышению со стороны государства крайне аморальны. Потому что в советское время говорили, что государство вам дает все, а вы постарайтесь для него - это понятно. А сейчас призывы поднять производительность напоминают призывы московских властей выйти на субботник и убрать территорию. Почему я буду ее убирать, когда я и так плачу за это бешеные деньги этим самым московским властям? Здесь то же самое. Производительность труда в России достаточно низкая, потому что уничтожены все стимулы для нее. Государство абсолютно не защищает работающего человека, оно приняло Трудовой кодекс, который просто запрещает забастовки, наконец, оно уничтожило социальную сферу, которая смогла пережить 1990-е годы. Однако при этом государство к чему-то призывает! А кроме того, есть еще и чисто статистический феномен, который связан не с реальной работой, а с ценами на нефть, так как производительность труда, рассчитываемая в масштабах экономики в целом, зависит не от труда, а от этих цен. Ведь чтобы узнать производительность, объем ВВП делят на количество работающих, а объем ВВП, в свою очередь, во многом определяется ценами на нефть.

Владимир Федоров / член Совета федерации, начальник главного управления ГАИ в 1990-2003 годах:

- Честно говоря, я точно не знаю, чем измерить производительность труда сенатора. Количеством обработанных документов или чем? Однако в первую очередь я считаю, что любой человек и на любом поприще должен работать до тех пор, пока ему приятно ходить на работу. Именно это будет являться стимулом для повышения производительности. Что же касается меня, то я и в прошлой жизни приходил на работу с удовольствием (35 лет отслужил в милиции), и сейчас каждый день работаю с радостью.

(По материалам газеты "Газета").