• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вино как нефть

Ведомости. 1 июля 2010

ФАС разобралась, почему в России такие высокие цены на вино:накрутка розничных торговцев составляет 44-51% . Этот бизнес сопоставим с сырьевыми секторами экономики. 50% прибыли можно получить при производстве соли, добыче топливно-энергетических ископаемых, в химической промышленности", - рассуждает Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики

Вино как казино

ФАС разобралась, почему в России такие высокие цены на вино:накрутка розничных торговцев составляет 44-51%

Виноторговцам напомнят про совесть

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разобралась, почему в России высокие цены на вино. Во всем виноваты розничные торговцы, наценка которых составляет от 44 до 51%. По рентабельности продажа вина аналогична сырьевому и игорному бизнесу

На подозрительную разницу цен на вино - 5 евро за бутылку во Франции и до 150 евро в России - руководители ФАС обратили внимание в конце января. "По всей видимости, на этом рынке действует картельное соглашение и элементы примитивной монополии", - заявил тогда руководитель ФАС Игорь Артемьев (цитата по "Интерфаксу").

Вчера замруководителя службы Андрей Цыганов рассказал о предварительных итогах изучения рынка импортного бутилированного вина. Стоимость импортного вина в российских торговых сетях значительно превышает стоимость продукта у производителя, констатировал он, но "при этом ценового сговора или монополии среди поставщиков вина нет, на рынке работает более 200 предприятий, так что вывод один:это практика торговых сетей - и практика необоснованная".

В ходе исследования ФАС проанализировала работу российских импортеров - "Симпла", "Лудинга", "Дионис клуба", "Русьимпорта"и др., а также продажи крупнейших сетевых ритейлеров - Metro, "Перекрестка", "Седьмого континента", "Азбуки вкуса"и др. На крупнейшего импортера (название которого не раскрывается) приходится 18,3% поставок вина, а 15 крупнейших дистрибуторов ввозят 62,1% от объема российского импорта. Наиболее популярны в России французские вина (20,3% в натуральном выражении), итальянские (14,4%) и болгарские (9,9%).

По словам Цыганова, больше всего на стоимость вина влияют розничные компании, в конечной цене вина производства Франции, Италии и Испании розничная наценка составляет от 44 до 51%. Остальное составляет закупочная цена у производителей - 13-22% (в зависимости от стоимости вина), прибыль оптовика - 15-19%, выплаты оптовиков торговым сетям - 7%, прочие расходы оптовиков - 1-5%, таможенные пошлины - 4-5%, затраты на логистику и страховку - 1-8%.

По версии ФАС, розничная торговля вином - сверхприбыльная отрасль. "Получается, бизнес сопоставим с сырьевыми секторами экономики. 50% прибыли можно получить при производстве соли, добыче топливно-энергетических ископаемых, в химической промышленности", - рассуждает Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики.

"Со вступлением в силу закона о торговле у нас появятся реальные рычаги влияния, мы можем создать невыносимые условия жизни тем, кто это делает. Вино в России может стать дешевле", - пообещал Цыганов. Служба собирается оказывать воздействие и на предприятия общественного питания, которые, по словам Цыганова, продают импортное вино с наценкой до 200% по сравнению с его стоимостью в рознице. "Вино - товар не социально значимый, на такого рода продукцию мы цены ограничивать не будем", - говорит на это источник в Минпромторге.

Выводы службы отличаются от цифр, которые называл в начале проверки ФАС директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз:импортер, окупая издержки, добавляет к цене 25-30%, еще до 30% накидывает региональный дистрибутор, а около 30% - розница. Другие цифры называют и ритейлеры. "В магазинах "Седьмой континент"средняя наценка на импортные вина - порядка 35%, но если вино идет по акции, то этот показатель может быть снижен до 5%. Наценка в 50% существует, но в этом случае речь идет об элитных сортах, требующих специальных условий хранения (холодильные камеры, стеллажи). Мы считаем, что наценка на табак и алкоголь не должна быть низкой", - говорит Влада Баранова, пресс-секретарь "Седьмого континента". Представитель Х5 Retail Group отказался комментировать отношения с поставщиками. Игорь Комаров, гендиректор ТД "Арома"(сеть винных магазинов "Ароматный мир"), говорит, что средняя наценка у дискаунтеров - 7-12%, в дорогих сетях может составлять и до 100%.

"Импортное вино в России - товар малодоступный, что во многом связано с запретительными 20%-ными пошлинами", - говорит Максим Каширин, генеральный директор оптовой компании "Симпл". Высокую наценку у ритейлеров он объясняет низким объемом продаж и медленной оборачиваемостью товара. "Культуры потребления вина в России нет. Из-за низких цен на водку и пиво люди предпочитают их", - говорит он.