• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ЕГЭ – это не система проверки уровня знаний»

Рязанский информационный форум. 16 сентября 2011

Составленный на основе его среднего балла «рейтинг вузов» рисует довольно странную картину, считает эксперт.

Удивительная тенденция, подмеченная не мной и не вчера: чем меньше в стране реальных достижений, тем больше находится желающих систематизировать то, что осталось – разложить по полочкам и сделать выводы, с которыми непонятно что делать. Какая-то самотерапия, к тому же нередко вопиюще кустарная.

Один из примеров – рейтинги по вузам. Их число по всему миру приближается к сотне (поправьте, если число уже перевалило эту планку). По степени адекватности их можно разделить на вполне себе серьезные (отражающие, например, частоту цитирования сотрудников и аспирантов в научной периодике) и абсолютно пустые, по осмысленности своей не уступающие еженедельным музыкальным поп-чартам. К последней категории можно смело отнести и вузовский рейтинг Высшей школы экономики – хотя бы уже по тому признаку, что он прямо привязан к результатам ЕГЭ.

Разумеется, непосредственно для ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, который возглавляет профильную комиссию в Общественной палате РФ и является заказчиком данного рейтинга (сам себе, по сути, заказал, что уже забавно), привязка рейтинга вуза к среднему баллу ЕГЭ поступающих – это весомый аргумент. Ведь он, как мы помним, входит в число ярчайших и яростнейших адептов данной системы оценки. Однако предполагается, что на основе данного рейтинга уже министерство образования будет делать некоторые свои выводы в части урезания бюджетных мест тем учебным заведениям, куда проходят «троечники» с низкими баллами.

Но позвольте, даже согласно элементарной арифметике (мы уже не берем статистику и на мгновение выносим за скобки собственно какой-либо здравый смысл) откуда в принципе может взяться столько «высокобалльников», чтобы насытить ими все, скажем, технические вузы страны? Не говоря уже о том, что несложно предположить, какому вузу отдаст предпочтение абитуриент с 90 баллами по физике, – МФТИ или менее прославленному техническому вузу на своей малой родине. А есть ли гарантия, что абитуриент с высоким баллом по математике подаст документы на физмат в педагогический вуз, а не в МГИМО? Но предложенная рейтингом ВШЭ безусловная привязка рейтингов вузов к среднему баллу ЕГЭ поступающих предлагает таким образом судить о качестве подготовки в этих вузах, а не, скажем, об их престижности в глазах не всегда взыскательного абитуриента и его родителей.

Это все равно что судить о качестве культовых картин Антониони или Германа по кассовым сборам, сравнивая их с «Любовь-Морковью» и прочими «Жестями».

И стоит ли удивляться «возмутительным» результатам по нераскрученным вузам, которые до сих пор на каком-то диком энтузиазме готовят инженеров водного транспорта и авиастроителей. Только инженеров, понимаете? Без жизненно важной примеси из менеджмента. Т. е. предполагается, что специалистов с такими дипломами ждут в конструкторских бюро (а они есть, и действительно ждут), а не в страховых компаниях и не в риэлторских конторах.

Неужели тот же МФТИ, готовящий бесспорно высококлассных специалистов и имеющий заслуженную славу «вуза № 1» в техническом образовании, столь желаем нынешними абитуриентами из соображений того, что он научит их строить космические корабли лучше, чем политех где-нибудь за Уралом?

Наивные!

Просто, согласно другим рейтингам, выпускники Физтеха сильнее востребованы в зарубежных IT-компаниях и могут позволить себе быть причисленными к среднему классу. А самолеты, теплоходы и ракеты-носители пусть строят менее «удачливые» ровесники...

Данные вузовского рейтинга, представленного Высшей школой экономики,  прокомментировал директор Московского института развития образовательных систем, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:

– Это все-таки довольно странная картина, и я настаиваю на том, что предложенный рейтинг нужно рассматривать лишь как статистику распределения выпускников по вузам согласно результатам ЕГЭ. Предлагаемая в качестве рейтинга вузов сводка видится мне в высшей степени искусственной по нескольким причинам. Как мы выяснили в этом году, сами по себе результаты ЕГЭ являются сильно недостоверными. Было достаточно много связанных с этой процедурой скандальных историй, они широко обсуждались в СМИ, и думаю, что лишний раз напоминать о них уже нет смысла. Но и сама по себе система ЕГЭ – это, по сути своей, искусственная конструкция, представленная набором искусственных же заданий по каждому предмету, Она ориентирует на умение решать задачи из некоего одного предельно узкого списка, однако это, строго говоря, не проверка и не оценка знаний учащихся.

Можно сколько угодно критиковать прошлую систему оценки знаний, но объем работы, который выполнялся тогда (что при окончании школы, что при поступлении в вуз), был на порядок выше, и общая картина была существенно шире. Конечно, эта система – не без недостатков, но в целом перед выпускником и поступающим ставилась существенно более высокая планка, нежели сейчас. Притом, что, конечно, неизбежно присутствовали и некие элементы недостоверности... Потому я настаиваю на том, что ЕГЭ – это не система проверки уровня знаний и, как следствие, не является, при таком уровне мыслимых и немыслимых погрешностей, чем-то, к чему можно было бы относиться более-менее серьезно, а уж тем более делать на его основании какие-то далеко идущие выводы относительно качества того или иного вуза.

– Интересно, что самые скромные средние баллы оказались у поступающих на технические специальности...

– Ну, это логично, учитывая, что такого рода профессии сегодня не относятся к числу престижных.

– Однако на основе этого в Минобра почему-то делают вывод о качестве преподавания в этих вузах, хотят урезать бюджетные места. Видимо, чтобы повысить таким образом средний балл.

– Решать нужно какую-то одну задачу: либо стремиться к тому, чтобы в стране рос профессионализм как таковой, либо оптимизировать расходы и урезать места. Это – совершенно разные задачи. Меня вообще не устают поражать заявления, исходящие от чиновников из министерства образования. Их оценки собственным же достижениям столь высоки, что впору давать им ордена и медали. Что бы ни происходило с ЕГЭ, какие бы недостатки ни обнаруживали, мы слышим лишь: «Вот какие они замечательные, все выявили». И в случае с этим вузовским рейтингом мы наблюдаем то же самое: вот, выявили они, видите ли, качественные и некачественные вузы... У нас же тем временем – гигантские системные проблемы с уровнем знаний и поступающих, и выпускников, с дефицитом различных профессий. И попытка решить их лишь за счет чисто механических мер вроде сокращения бюджетных мест и борьбы за достоверность ЕГЭ – это не решение проблемы, а скорее ее забалтывание.

– А есть ли вообще рейтинги, которые могли бы адекватно представить ситуацию с качеством подготовки по вузам?

– Ну, скажем, международные рейтинги более-менее адекватны действительности. Они достаточно объективно показывают мировой уровень, на котором находятся наши вузы, в т. ч. и ведущие, как бы это ни было порой печально. Хотя всегда можно поспорить на предмет того, у кого позиции должны быть выше, – у Физтеха или отдельных факультетов МГУ. Но я повторюсь, что дело вовсе не в рейтингах. Любой рейтинг – это довольно искусственная и не всегда достоверная вещь. Думать нужно в первую очередь о повышении профессионализма преподавателей, чтобы возникли должные стимулы для студентов и чтобы наша высшая школа наконец вышла из состояния черного рынка по продаже дипломов, в котором она сейчас находится.