• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиа, искусство, мода, образование: как прошел фестиваль Telling Stories-2020

Медиа, искусство, мода, образование: как прошел фестиваль Telling Stories-2020

Что ждет музеи, университеты и СМИ в поствирусном будущем? Большие данные — это безопасность в сети или угроза? Какие перспективы у фэшн-показов, кино и театров? Как кризис переживают разные поколения? Эти и другие вопросы обсуждались на ежегодном фестивале коммуникаций, дизайна и медиа.

В этом году Telling Stories открылся в международный день семьи, что, по словам Татьяны Ривчун, генерального продюсера фестиваля и профессора Школы дизайна НИУ ВШЭ, символично: «Вышка — это большая семья, не только умная, но и креативная. У нас появилось много творческих направлений, и, конечно же, наш фестиваль посвящен именно творчеству. Человек — единственное существо на земле, которое отличается тем, что может творить, придумывать, создавать новую реальность, про которую мы сегодня говорим. Карантин и всеобщая самоизоляция — это плохо или хорошо? Интереснее или сложнее для творческих людей?»

Тема «Новая норма//Новая реальность» красной нитью прошла через все дискуссии фестиваля и стала заглавной для первой из них. Создатели телеграм-каналов о светской жизни и моде, журналисты, литературные критики, кинодеятели, музыканты, социологи, IT-специалисты, а также студенты, преподаватели и эксперты Вышки вместе с ректором Ярославом Кузьминовым делились мнениями о карантинной «цифровой» реальности и новых нормах нового мира.

Татьяна Ривчун

«Новая норма//Новая реальность»

Участники первой дискуссии поговорили о перспективах искусства, образования и всего мира. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, как арт-сообщество переживает кризисное время и каким оно видит свое будущее. По ее словам, музеи, открывшись после всемирного карантина, станут другими: им придется обеспечивать посетителей личным пространством и создавать такую навигацию, чтобы люди не пересекались друг с другом. Зельфира Трегулова уверена, что после всеобщей самоизоляции и цифрового знакомства с искусством посетители вернутся в привычные арт-пространства: «Люди захотят прийти в музей за особенными впечатлениями, которые ты получаешь, находясь перед оригиналом. Перед оригиналом, к которому ты приходишь после глобального опыта информационного фейка. Ведь настоящее искусство помимо всех прочих особенностей замечательно тем, что оно не лжет». Миссия музеев, галерей и выставочных залов будет еще более значимой для общества, и им предстоит еще больше выкладываться: «Нам предстоит находить правильные и абсолютно безопасные форматы, позволяющие людям вступать в реальный непосредственный диалог с искусством».

Ярослав Кузьминов, также принявший участие в дискуссии, отметил, какие тенденции — позитивные и негативные — ждут экономику, а какие — образование. По мнению ректора НИУ ВШЭ, школьное образование радикально не поменяется, в отличие от вузовского, которое ждут глобальные перемены: «Революция будет, потому что кризис добавил к массовым онлайн-курсам еще один формат, который полностью воспроизводит традиционное общение преподавателя со студентами и студенческой аудитории между собой — конференц-занятия. Вышка достаточно давно использует этот формат в передовых научно-исследовательских семинарах, а сейчас их начинают массово использовать все. Будет все больше и больше курсов для присоединения внешних участников, и это действительно может поменять высшее образование».

Вышка в Майнкрафт

Ярослав Кузьминов поделился и своим видением университета образца 2025 года: «Сильный университет в ядре своем будет иметь столько студентов, сколько и сейчас, при этом у него вокруг ядра будет примерно столько же виртуальных студентов. Сильный вуз виртуальными инструментами захватит дополнительное количество людей, на которых он будет влиять. Кроме того, в университете меньшее количество времени будет тратиться на контактные занятия, но гораздо больше ресурсов и времени будет уходить на организацию самостоятельных проектов студентов: они не станут меньше общаются между собой, они станут более самостоятельными».

«Это будет навсегда, пока не закончится?»

Участники дискуссии под таким названием обсудили возникшие нормы и форматы поведения, их долговечность в мире после вируса, изменения повседневных практик и теории заговора. Журналист и автор телеграм-канала «Good Morning, Karl!» Екатерина Федорова рассказала о трансформациях в мире моды, а критик Анна Наринская отметила, что в мире появляется новая этика. По ее словам, для нее стало неожиданностью, что, несмотря на предсказания кинематографистов, «люди в мире оказались гораздо более способны к взаимовыручке, жалости, к тому, чтобы немного жертвовать собой». Культуролог и руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин высказался об информационной безопасности и больших данных, а руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков задался вопросом о будущем урбанизации, в завершении дискуссии отметив, что не склонен думать, будто мы присутствуем при кардинальном изменении траектории развития человечества «из-за какого паршивого вируса»: «Люди не должны терять надежду и оптимизм!»

Работа из HSE Gallery (Ольга Власова, Get Out), фрагмент

«Поколения в условиях кризиса»

Не менее интересным было обсуждение темы «Поколения в условиях кризиса». В начале дискуссии первый проректор ВШЭ Вадим Радаев рассказал об особенностях, отличающих миллениалов от старших поколений: они откладывают вступление в брак, рождение детей, выход на рынок труда, являются более образованными. В свою очередь, руководитель департамента коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна Сергей Зверев поделился мнением о том, как переживают нынешние трудности поколение Z: «Поколения бумеров, X и миллениалов воспринимают кризис более-менее состоявшимися людьми, а для ребят из поколения Z потрясением является не сам факт наличие пандемии, а ощущение хрупкости мира, когда все привычные нам представления могут так легко сломаться».

Студентка 4 курса Анна Рекус рассказала о своем видении кризиса и будущем дистанционного формата: «Поколение Z любит сидеть дома в окружении гаджетов. Для них офлайн и онлайн-миры — это равнозначные вещи, поэтому обучение и работа в дистанционном формате для Z — это рациональное использование времени. Работа по часам не вяжется с их пониманием продуктивности, они работают на результат, а не на время, проведенное в офисе».

Увидеть все трансляции двухневного фестиваля можно на его официальном сайте.

Telling Stories — международный ежегодный фестиваль, созданный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна и посвященный главным событиям мира креативных индустрий. Впервые он прошел в 2018 на площадке Digital October, где за три дня его посетили более 4000 человек. Постоянными спикерами фестиваля становятся голливудские режиссеры, продюсеры, фотографы, кураторы международных проектов, авангардные дизайнеры, известные журналисты, актеры и критики.