• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Традиционное «Техношоу» МИЭМ НИУ ВШЭ пройдет онлайн

Проект «Разработка учебного стенда управления летательным аппаратом», Техношоу МИЭМ 2019 года

Проект «Разработка учебного стенда управления летательным аппаратом», Техношоу МИЭМ 2019 года
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

31 мая студенты МИЭМ представят свои проекты на ежегодной выставке, которая в этом году состоится в удаленном формате. Из 200 командных работ, созданных в Институте за последний учебный год, на экспо продемонстрируют 25 самых ярких и удачных – как с инновационной, так и с практической точки зрения.

«Техношоу» – не просто выставка работ. «”Техношоу” стало для нас праздником успешного окончания цикла проектного обучения, – говорит Евгений Крук, научный руководитель и директор МИЭМ. – Пандемия не повод от него отказаться». В онлайн-павильонах руководители студенческих команд представят проекты, многие из которых инициированы бизнес–партнерами Института. Накануне выставки новостная служба портала узнала, как формируется пул проектов, какие направления окажутся самыми перспективными в будущем году и как МИЭМ развивает проектное обучение.

Максим Чуяшкин, директор центра управления проектными разработками МИЭМ

Максим Чуяшкин, директор центра управления проектными разработками МИЭМ

О том, как студенты попадают в проект

Весь год проектный офис привлекает и принимает проектные заявки (от департаментов и ППС, внешних заказчиков, учащихся). Все заявки попадают в Песочницу проектов, где проходят сначала модерацию ПО – на предмет культуры подачи, полноты описания и общей осмысленности. Вторым этапом преподаватели МИЭМ оценивают заявки с точки зрения контентной составляющей, сложности исполнения, потенциальной полезности и др. Здесь же определяется количество и состав команды проектов и рекомендуется руководитель. После прохождения всех контрольных этапов, проект попадает в каталог готовых к работе проектов, где их выбирают потенциальные участники команд. Чтобы попасть в состав команды, нужно подать заявку на участие и успешно пройти собеседование с руководителем проекта.

В конце учебного года учащиеся начинают выбирать себе проекты на следующий год, общаются с потенциальными руководителями, составляют команды. Весьма приветствуются намерения участников команд изучить и применить в работе новые компетенции.

Вероника Прохорова, заместитель директора МИЭМ

Вероника Прохорова, заместитель директора МИЭМ

О развитии проектной деятельности в МИЭМ

Наш Институт взял курс на проектную модель обучения в 2018 году, ориентируясь на студентов третьего курса. С тех пор у нас постоянно увеличивается число проектов, все больше студентов охвачены проектной работой, растет число компаний-партнеров. Но что гораздо важнее, меняется отношение к учебному процессу среди студентов и преподавателей, сам подход к построению учебных программ, все больше активностей завязывается вокруг содержательной части проектов. Процесс обучения уже не просто получение знаний. В стенах Института происходят научные открытия, создаются инновационные продукты, идет самореализация. Одним словом, мы строим открытый проектный МИЭМ и верим, что вместе сможем найти верные решения.

Антон Сергеев, советник МИЭМ НИУ ВШЭ, эксперт и руководитель проектов

Антон Сергеев, советник МИЭМ НИУ ВШЭ, эксперт и руководитель проектов

О запросах индустрии

Мы видим со стороны индустриальных партнеров взрывной рост интереса к системам искусственного интеллекта, машинному обучению, большим данным, Интернету вещей. Если ещё несколько лет назад это был, скажем так, «хайповый» тренд, часть моды, то теперь многое изменилось. Мы получаем продуманные запросы на создание перспективных роботизированных систем в самых разных отраслях – безопасности, образовании, транспорте, торговле. Бизнес четко понимает, как на интеллектуальных опциях делать деньги. В МИЭМ приходят, чтобы проверить смелые гипотезы, за умными головами и молодыми талантами. В рамках проектной модели мы умеем собирать студенческие команды практически под любую задачу в ИТ или микроэлектронике, быстро проверить гипотезы или собрать прототип. Для крупных компаний это удобно, и они на практике видят пользу от сотрудничества с вузом.

Конечно, нельзя пройти мимо темы COVID-19: мир активно переходит в онлайн. Мы делаем новые цифровые продукты и для себя, и для партнёров. Сейчас вопрос онлайн-лекций в образовании во многом решен. Следующий шаг – роботизированный прокторинг, когда система сама наблюдает за аудиторией. Еще предстоит решить проблему дистанционного доступа к лабораторному оборудованию. На эти решения есть спрос и в самой системе образования, и у бизнеса. И работа над этими системами в МИЭМ уже началась.

Василий Буров, советник МИЭМ, эксперт

Василий Буров, советник МИЭМ, эксперт

О трендах, направлениях, темах

Уже сегодня значительная часть проектов относится к не очень заметной для многих, но самой быстрорастущей сегодня в мире области – киберфизическим системам. Это все, что имеет отношение к Интернету вещей, робототехническим системам, «умным» вещам, промышленной и бытовой автоматике. Отдельно хотел бы отметить тематику, связанную с медицинскими применениями на стыке математики, кибернетики и электроники, это давно самое главное во всем мире, а после ситуации с короновирусом, в которой мы все находимся последние месяцы, думаю, что и в нашей стране интерес повысится.

Также нельзя не отметить такую перспективную область, как различные приложения для обеспечения безопасности – современный цифровой мир предъявляет совершенно новые требования в этой области, и наши студенты вполне способны помогать им соответствовать. Например, в этом году был целый ряд востребованных проектов, связанных с безопасностью банковских операций, использующих серьезные математические модели и технологии искусственного интеллекта.

Денис Королев, доцент департамента компьютерной инженерии МИЭМ, один из идеологов направления, руководитель нескольких проектов

Денис Королев, доцент департамента компьютерной инженерии МИЭМ, один из идеологов направления, руководитель нескольких проектов

О Цифровом МИЭМ – одном из онлайн-павильонов «Техношоу» и важном направлении в деятельности Института

В прошедшем учебном году мы запустили в работу цифровую среду МИЭМ. Это в большой степени заслуга студентов, мы бы ни за что своими силами такое количество совершенно разных задач не осилили. Сюда вошли не только онлайн-сервисы, но и инфраструктура здания (магнитные замки, видеозалы, наш миниатюрный актовый зал на -1 этаже, медиацентр). С нуля была налажена поддержка проектной работы, а с переходом на удаленное обучение за пару недель запустили собственную среду онлайн-обучения. Точнее, добавили недостающие элементы и связали их с уже существующими сервисами.  

Причастные ко всему этому проделали огромную работу. Но план на следующий год выглядит еще более внушительно. К большому количеству новых начинаний добавляется поддержка и доработка уже созданного. И ответственность за сервисы, которыми уже пользуются миэмовцы – они уже стали критичными для проектной и для учебной работы: личный кабинет, цифровой след, гибкие треки, единое окно и другие проекты.

Это далеко не всё. Часть планов выходят за калитку МИЭМа. Мы работаем на министерском проекте, строим коммерческие сервисы и так далее. Несколько лет назад я бы всерьез не смотрел на эти фантазии, но МИЭМ сильно изменился, и главная сила тут – сами студенты. Особенно те, кто остаются с нами. В проектах, в магистратуре, аспирантуре, кто останется в МИЭМе и воплотит уже свое видение, свои идеи. Те, кому не все равно. Те, кто нам поверил.

Материал подготовлен при участии Валерии Немны и Полины Подкопаевой.

Зарегистрироваться на Техношоу