• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Беби-наобум

Итоги. 5 апреля 2010

Заместитель директора Института демографии ГУ-ВШЭ Сергей Захаров: «В ближайшее десятилетие численность трудоспособного населения России упадет минимум на 10 миллионов человек, каждый год минус по миллиону».

Россию ждет обвальное сокращение трудоспособного населения. Налицо острейший дефицит «человеческого капитала».

Не правительство, а демографический кризис будет поднимать налоги, повышать пенсионный возраст, сокращать армию почти вдвое. В ближайшие годы мы станем свидетелями битвы за людские ресурсы между двумя ведомствами — Минобрнауки и Минобороны. И если все нынешние реформы не будут увязаны с демографией, успех модернизационного проекта окажется под очень большим вопросом. Ситуация уже сейчас требует быстрых, решительных и профессиональных действий. Между тем большинство жителей нашей страны — и обывателей, и людей, принимающих решения, — все еще находится во власти мифов о демографии. Чем быстрее мы с ними расстанемся, тем лучше...

Миф «№» 1. В России крайне низкая рождаемость

Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Уже в 2008 году рождаемость в нашей стране находилась на среднем европейском уровне — 12,1 ребенка на тысячу жителей, что совсем неплохо на фоне многих других государств. Среди 40 наиболее развитых стран мира показатели выше только у Австралии (12,6), Великобритании (13), Франции (13), США (14), Ирландии (16). В Италии, Хорватии, Японии, например, этот коэффициент составляет всего 9. Детей в нашей стране появляется не так уж и мало. Проблема в другом — в России высокая смертность трудоспособного населения. К тому же в ближайшие годы схлестнутся две демографические «мертвые петли». С одной стороны, на пенсию выходят пожилые люди, родившиеся в период послевоенного подъема рождаемости. С другой — в трудовую жизнь начнут вступать немногочисленные дети 90-х, появлявшиеся на свет в полупустых роддомах. «Как выяснилось, подростков в возрасте 15–17 лет в России невероятно мало, всего 3,8 миллиона», — говорит директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Лейла Намазова-Баранова.

Именно поэтому, по прогнозам экспертов, ближайшее десятилетие станет для России очень сложным периодом.

«За это время численность трудоспособного населения упадет минимум на 10 миллионов человек, каждый год минус по миллиону», — говорит заместитель директора Института демографии Государственного университета — Высшей школы экономики Сергей Захаров.

И нынешний уровень рождаемости в России не имеет никакого отношения к этой проблеме. Даже если она сейчас вдруг станет очень высокой, колоссальную демографическую яму заполнить не удастся — дети просто не успеют вырасти. Более того, заниматься проблемами рождаемости нужно очень активно, чтобы нынешнее ее повышение, начавшееся в 1999 году, не сошло на нет. Основной причиной роста было то, что в фертильный возраст вступили многочисленные дети 80-х годов. Кроме того, на «тучные годы» пришлись и так называемые отложенные рождения: решение завести ребенка приняли семьи, которые по разным причинам не шли на это в лихие 90-е. Под влиянием новой семейной политики в 2007–2009 годах произошло еще некоторое увеличение числа новорожденных. Однако коренного перелома не случилось. Как прогнозируют специалисты, рождаемость неумолимо поползет вниз: количество тех, кто может стать родителями, начнет уменьшаться.

«При подготовке мер демографической политики на 2011–2015 годы мы будем учитывать, что в этот период число женщин активного репродуктивного возраста (20–29 лет) будет снижаться с 12,1 миллиона человек на начало 2009 года до 10,3 миллиона человек на начало 2015 года», — подтвердила этот факт на прошедшем недавно расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития министр Татьяна Голикова.

«Когда вводятся меры, связанные с денежными выплатами, — говорит Сергей Захаров, — люди, учитывая конъюнктуру момента, действительно стараются родить. Впрочем, никакими мерами не удается изменить их идеальные представления о том, сколько детей лучше всего иметь в семье. Обычно родители в развитых странах хотят двоих, не больше. Так что дети, родившиеся у них сегодня, — это неродившиеся дети завтра».

Миф «№» 2. Нужно вернуться к патриархальной семье

Вроде бы бесспорное утверждение, на котором, кстати, базируется нынешняя демографическая политика России. В восточных обществах с традиционным укладом жизни рождаемость в самом деле высока. Но там ее и не надо стимулировать. В государствах же, где низкий уровень рождаемости действительно является проблемой, ситуация иная. Анализируя тенденции последних лет, исследователи пришли к парадоксальному выводу: рождаемость выше в тех развитых странах, где не держатся за традицию и формируют либеральное отношение к формам семейной жизни. Например, в числе чемпионов по внебрачной рождаемости ходят благополучные Норвегия (55 детей на 100 родившихся) и Швеция (54,6 на 100 родившихся). Одновременно и коэффициент суммарной рождаемости в этих странах один из самых высоких в Европе — 1,8–1,9 ребенка на одну женщину за ее жизнь. «Дело в том, что, как правило, рожает не одинокая женщина. Просто пара по каким-то причинам предпочитает не регистрировать свой союз, — объясняет Сергей Захаров. — Это означает более пластичный выбор формы организации семьи. Чем он пластичнее, тем легче приспособить его к жизненным обстоятельствам. И дети в таком союзе появляются чаще». Другой пример — Италия и Греция. В этих странах, наоборот, силен стереотип патриархальной семьи. Роль женщины понимается в соответствии с традицией. Но люди поздно вступают в брак: им надо все взвесить, ведь это навсегда... «Италия — типичная католическая страна, которая еще в 60-е годы прошлого века имела приличный уровень рождаемости и где традиционное понимание места женщины было артикулировано. Но социальная и экономическая жизнь сильно изменилась и вступила в противоречие с традиционными представлениями о роли женщин в семье. Сейчас девушки в Италии долго учатся, часто вообще не выходят замуж», — говорит Захаров. Результат предсказуем. Коэффициент суммарной рождаемости в Италии и Греции 1,3 ребенка на женщину. Похожая ситуация в католической Польше, которая активно пытается вернуться к традиционным ценностям. Но не помогает даже введенный недавно запрет на аборты. Их просто делают в других странах. Этот пример показывает, что одними запретами и благими пожеланиями рождаемость не увеличишь. Как выяснилось, уважать выбор людей нужно даже в том случае, если они вообще не хотят иметь детей. Во Франции и Швеции, например, довольно высок процент женщин, которые никогда не рожали. Но при этом число тех, кто обзаводится семьями и детьми, все равно большое. В результате общая рождаемость в этих странах выше, чем в среднем по Европе.

Миф «№» 3. Женщина-мать не должна работать

В развитых странах зависимость между рождаемостью и занятостью женщины действительно существует. Однако с точностью до наоборот: там, где занятость матерей поощряется, рождаемость выше. Когда-то, в 70-е годы прошлого столетия, все было по-другому: в странах, где женщины активно выходили на работу, рождаемость падала. Экономические реалии современной жизни давно изменились, но миф оказался живуч.

«Проблему можно проанализировать, сравнив такие страны, как Франция и Германия, — комментирует Сергей Захаров. — Они расположены по соседству, уровень жизни там не сильно отличается, затраты государства на семейную политику приблизительно одинаковы, а результаты разные. Во Франции суммарный коэффициент рождаемости — 2, в Германии — 1,4. Почему? В Германии до сих пор сильно убеждение — замужняя женщина с маленькими детьми работать не должна. В западных землях, например, наблюдается дефицит детских садов. Но экономический уклад жизни меняется. В результате семьи не торопятся заводить детей. Считается, что это звено решения демографической проблемы там провалено. И немцы сейчас срочно разрабатывают новую доктрину семейной политики. Во Франции, как и в других активно «рожающих» странах, наоборот, очень дружественный климат по отношению к семье с работающей матерью». Все школы бесплатны и работают полный день, так что у родителей не возникает проблемы — с кем оставить ребенка. Детские сады посещают до 99 процентов дошкольников. Для тех, кто по каким-то причинам не может ходить в детсад, существует институт государственных нянь. У женщин с маленькими детьми укороченный рабочий день. В дополнение к этому в школах есть выходной день на рабочей неделе — среда. Значит, среду один из родителей официально может провести с детьми.

Конечно, уровень государственных детских пособий тоже довольно высок, но не это главный стимул. Эксперты считают, что детей заводит пара, чувствующая себя стабильно, а таковой является прежде всего семья, которая в состоянии сама себя обеспечить. И ничего лучше схемы, при которой семейная экономическая база складывается из доходов двух работающих взрослых, еще никто не придумал.

В России с этим сложнее. Конечно, процент занятости женщин у нас приблизительно такой же, как в Швеции или Франции. Однако, как говорится, дьявол прячется в деталях: на очередь в детсад маленьких россиян часто записывают с рождения, а зарплаты в России настолько низкие, что при неполном рабочем дне можно получать вообще копейки.

Миф «№» 4. Семья — нерушимая ячейка общества

Старый советский подход, рассматривавший семью как основную единицу воспроизводства человеческого капитала, поставляющую родине солдат и рабочую силу, главенствовал много лет. Если семья хорошо выполняла свои функции, ее поощряли пособиями и льготами. Если нет — наказывали налогом за бездетность. Развод можно было осуществить зачастую только после партийного выговора. Мать, родившая вне брака, не имела права подавать на алименты. А взять в жены «бабу с довеском», чужим ребенком, было просто геройством — общество относилось к этому резко негативно. Сейчас западные специалисты обнаружили, что рождаемость напрямую связана с возможностью быстро и без проволочек получить развод, если совместная жизнь с супругом опостылела. Выяснилось, что наиболее «рожающими» являются страны, где высока вероятность повторных союзов: нет отрицательного отношения к разведенным и вдовам, повторно выходящим замуж, а в семьях часто воспитываются дети от разных браков. Вступив в повторный союз, пара без проблем сможет завести еще ребенка. Иностранцы удивляются, почему россиянки так часто воюют с бывшими мужьями из-за детей, когда проще продолжать воспитывать ребенка вместе или по очереди и быть одновременно счастливой в новом союзе, может быть, родив еще одного малыша.

В то же время ситуация с рождаемостью лучше в странах, где мужья и отцы уделяют гораздо больше времени семейным делам, не возлагая домашние обязанности только на женщин. Современная семейная политика в скандинавских странах, во Франции педалирует именно этот вопрос. В Швеции, например, по закону в период отпуска по уходу за ребенком до двух лет, который берет женщина, мужчина обязан один день в месяц оставаться дома. Иначе пособие просто не выплачивается. Это мера, подталкивающая мужчин заняться семейными делами — ведь асимметрия гендерных ролей существует и там. В Европе сейчас вообще очень серьезно рассматривается проблема укрепления взаимоотношений треугольника отец — мать — ребенок. Считается, что это важно для семейной политики, направленной на повышение рождаемости. В России этого нет и в помине. Провозглашая возврат к идеальной ячейке общества, которой никогда не было, на деле решение вопроса зачастую сводят к банальной раздаче пособий.

Миф «№» 5. Главное — выходить младенца

Опасный предрассудок — не потому, что новорожденных не надо выхаживать, а потому, что нельзя лишь этим ограничиваться. «Конечно, хорошо, что инвестиции в начальные возрастные группы в нашей стране с 2006–2007 года резко возросли, — считает Сергей Захаров. — Всем известны успехи России в борьбе с младенческой смертностью. Однако в нашей демографической концепции ребенок часто рассматривается исключительно как дитя в люльке». Между тем, по мнению специалистов, на увеличение рождаемости должен быть направлен целый комплекс мер здравоохранения. В частности, в процесс должна включиться производственная медицина. «Наши исследования показали: есть профессии родителей, в разы увеличивающие количество врожденных патологий у будущих детей», — говорит Галина Тихонова, заведующая лабораторией НИИ медицины труда РАМН.

Другой аспект проблемы — планирование семьи. Эксперты знают: если беременность нежелательна, она либо закончится абортом, либо ребенок будет расти недолюбленным. Цифры абортов в России снижаются, но все равно бьют рекорды. В 2008 году с коэффициентом 81 (число абортов на 100 родившихся детей) наша страна уже в который раз стала чемпионом среди 40 наиболее развитых стран. Для сравнения: в Нидерландах в 2006 году этот коэффициент был 15.

Ну а о трудностях с воспитанием нежелательных детей свидетельствует российская цифра в сотни тысяч так называемых социальных сирот — при живых родителях. Как бороться с этим явлением? С помощью планирования семьи, которое, вопреки расхожим представлениям, вовсе не понижает рождаемость. Например, в той же Франции с 1974 года гормональная контрацепция полностью покрывается системой обязательного медицинского страхования.

В результате детей там рожают больше, чем в России, а вот коэффициент абортов в четыре раза меньше, чем у нас.

Еще один аспект — забота о здоровье тех, кто родился. «У нас сделано многое по части обеспечения маленьких детей, — говорит Сергей Захаров. — Но ведь ребенок нуждается в поддержке на каждом этапе взросления». Правда, одно светлое пятно все же есть. Российские педиатры разработали и будут внедрять программу оздоровления подростков, не имеющую аналогов в мире. «Поскольку демографическая ситуация в поколении 90-х очень серьезная, мы предложили комплекс мер, с помощью которых сможем долечить детей с функциональными отклонениями: их сегодня среди подростков 60–70 процентов, — говорит Лейла Намазова-Баранова. — Ведь если этого не сделать, через несколько лет отклонения приобретут характер болезней».

Эксперты считают, что по-настоящему снизить остроту демографической проблемы, с которой скоро столкнется Россия, помогло бы значительное снижение смертности в трудоспособном возрасте. У нас человек, вступивший в экономический возраст в 20 лет, имеет максимум 60 процентов шансов дожить до завершения этого возраста, считают специалисты. Так что для России важно не столько родить человека, сколько помочь ему дожить до пенсии. И вот это уже далеко не миф.