• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидер нации поскользнулся на стабильности

Новая газета. 17 января 2011

Профессор НИУ-ВШЭ Георгий Мирский: "Вокруг происходят всякие безобразия: перевороты, исламистский террор, - а в Тунисе всегда было тихо".

В Тунисе меняется власть. 74-летний президент Зин аль-Абидин Бен Али, продержавшийся на своем посту 23 года, бежал из страны. 15 января его приняла Саудовская Аравия. В столкновениях с полицией и армией, которые начались в конце декабря, погибли десятки человек. Из страны вывозят туристов. Временный президент Фуад Мебазаа (внеочередные президентские выборы должны состояться в течение двух месяцев) и премьер-министр Мохаммед Ганнуши заявили, что в стране будет создано коалиционное правительство - впервые с 1987 года.

О причинах краха авторитарного режима и возможных последствиях "Новой" рассказал специалист по странам Ближнего Востока, политолог, профессор ГУ-ВШЭ Георгий МИРСКИЙ:

- Тунис - самое спокойное и стабильное государство в арабском мире.

Вокруг происходят всякие безобразия: перевороты, исламистский террор, - а в Тунисе всегда было тихо. Это рай для туристов, страна, достигшая приличного уровня экономического развития. Президент Бен Али был у власти 23 года. На последних выборах (конечно, липовых) в октябре 2009-го он пятый раз подряд получил около 90% голосов. И вдруг - беспорядки. Однако это - не заранее подготовленная революция: предпосылки народного гнева, который смел бессменного президента, зрели исподволь. Не было никаких политических сил, которые бы призывали народ к действиям, отсутствовали значимые лидеры оппозиции. Но тысячи людей вышли на улицу с одним лозунгом: "Бен Али, уходи!" Просто - прорвалось, достало.

Дело в том, что в стране очень высокий уровень безработицы. И при этом Тунис - единственное государство в арабском мире, где 98% детей ходят в школу. Так что на улицы вышли образованные люди, среди которых безработных - большинство.

Крах лидера нации начался с того, что один дипломированный молодой человек, который не мог себе найти работу по специальности и должен был торговать на рынке, пришел в конце концов в полное отчаяние - устроил акт самосожжения. Это вызвало в обществе колоссальный резонанс. По разным городам прокатились демонстрации. Полиция, армия и спецслужбы, в руках которых сосредоточена основная власть (сам президент - тоже из силовиков, бывший разведчик, шеф госбезопасности при прошлом руководителе государства), отвечали очень жестко. Что вызвало лишь обратную реакцию.

Когда волнения дошли до столицы, Бен Али попробовал переломить ситуацию: заявил, что не будет баллотироваться на шестой срок, обещал решить вопросы с безработицей. Но было поздно - он потерял доверие. Главные причины этого - чудовищная коррупция и семейственность, которые никто даже не трудился скрывать. Например, брат второй жены президента вошел в правление Центробанка, дети президента от первой жены поделили другие "кормушки". Народ все это видел, молчал - но терпение кончилось.

14 января Бен Али наряду с обещаниями реформ объявил чрезвычайное положение. Но это совершенно ни на кого не подействовало. И тогда окружение президента, руководство силовых структур и армии решило: чтобы спасти себя, надо пожертвовать лидером нации. И Бен Али бежал из страны.

Режим в Тунисе не был диктатурой. Бен Али не был фюрером, он всего лишь считался первым среди равных. В подобной политической конфигурации всегда срабатывает один и тот же закон: когда все начинает рушиться, коррупционная клика предпочтет пожертвовать первым человеком, нежели расстаться с награбленным.

Что будет дальше - сложно сказать.

Авторитарное правление привело к тому, что в Тунисе нет серьезных политических сил. Нет ни ярких лидеров, ни моральных авторитетов: писателей, поэтов, философов. И худшее, что может произойти, - этот вакуум начнут заполнять радикалы-исламисты. Противостоять им смогут разве что военные, как это было 20 лет назад в Алжире, когда под напором народных волнений правительство было вынуждено капитулировать и силовики, пришедшие к власти, объявили свободные выборы, но испугались исламистов, захвативших лидерство в первом туре, запретили их деятельность - и началась гражданская война, в которой погибло более 200 тысяч человек.

Временные руководители Туниса - премьер-министр и другие представители политической элиты - сейчас надеются, что раз они пожертвовали наиболее одиозной фигурой, то народ успокоится. Однако проблемы, вызвавшие беспорядки, сами по себе не рассосутся. Через некоторое время люди увидят: Бен Али ушел, а его система осталась - тогда может начаться новая волна беспорядков. Одно можно сказать точно: период мнимой стабильности, которой так гордилось руководство страны, закончился.