• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершился III сезон Научных боев

Мария Терскова

Мария Терскова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Какие профессии в России считают «грязными»? Свойственна ли компьютерам эмпатия? Что происходит, когда мозг неправильно предсказывает нам ощущения? Ответы на эти и другие вопросы можно было узнать на финале Научных боев, который в этом году впервые прошел в онлайн-формате. Какое выступление зрители и жюри оценили выше всех и почему смотреть Научные бои нужно каждому — в материале новостной службы портала.

Пустой зал (а потому аплодисменты только в виде эмодзи в чате трансляции), но сотни людей у мониторов — в такой непривычной обстановке состоялся финал III сезона Научных боев, которые проходят при поддержке Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ. Цель этих интеллектуальных состязаний — говорить о науке простым и понятным всем языком.

Григорий Банников, менеджер Центра академического развития студентов, студент 2 курса магистратуры «Социология публичной и деловой сферы»

Григорий Банников, менеджер Центра академического развития студентов, студент 2 курса магистратуры «Социология публичной и деловой сферы»

Главная идея этого проекта — помогать интересующимся наукой людям находить друг друга для общения, узнать что-то новое. В Вышке такие студенты, что им мало той информации, которую они получают во время учебы. Поэтому есть запрос на дополнительные знания и развитие имеющихся интересов. Научные бои способствуют в решении этой задачи: здесь о науке говорят доступным языком. Ведь мало провести исследование, нужно еще сделать так, чтобы о нем узнали другие (и лучше всего, если это будет подано просто и интересно). Поэтому для спикеров участие в Боях — это вызов самому себе и возможность научиться публичным выступлениям. А для зрителей — хороший шанс провести время в дружелюбной компании среди таких же заинтересованных людей.

Не только финал в онлайне стал отличительной особенностью III сезона Боев. В этом году состязания стали еще и межкампусными: благодаря дистанту в них приняла участие студентка нижегородской Вышки Марина Казюлина. В финале она представила исследование на тему «Искусственная эмпатия: в чем компьютер человечнее людей». Марина объяснила зрителям, как можно научить компьютеры чувствовать и анализировать эмоции людей.

Марина Казюлина, студентка 2 курса бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Марина Казюлина, студентка 2 курса бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Поступив на бакалавриат и попав в лингвистическую сферу, я понимаю, что лингвистика — широкое поле деятельности. Смотрю, чем люди вообще здесь занимаются, что мне интересно, а что нет. Мне нравится работать с компьютерами, с языком, программировать. Мозг мне тоже интересен. У нас в Вышке есть Центр языка и мозга — с ними бы тоже хотела сотрудничать.

Исследования для меня — это приключение. Будто идешь по темному дремучему лесу, не особенно видишь тропу. У тебя есть какая-то догадка, гипотеза. Но ты не знаешь, сработает или нет. И тебе ничего не остается, кроме как идти и пробовать. Хорошо, когда идешь по этой дорожке не один.

В финале свои исследования также представили:

 Владимир Михеев, выпускник магистерской программы «Когнитивные науки и технологии». Его проект — «Чужие чувства: что происходит, когда мозг неправильно предсказывает наши ощущения» — посвящен нейронауке и объясняет, как теорию «мозг — машина для предсказаний» можно применять для лечения неврологических заболеваний.

 Мария Терскова, выпускница магистерской программы «Социальная психология». В исследовании «Дегуманизация: как мы “расчеловечиваем” людей, выполняющих грязную работу» Мария рассказала, как мы реагируем на чиновников, уборщиц и секс-работников  — и почему считаем эти профессии грязными.

 Всеволод Никольский, выпускник магистерской программы «Прикладная математика и информатика», аспирант департамента прикладной математики. Благодаря проекту «Как параллельные вычисления на суперкомпьютере открывают новые возможности в науке» зрители узнали, что такое суперкомпьютер и как он помогает ученым в исследованиях.

10 минут на каждое выступление: таков регламент Боев. За это время участники должны рассказать о своем проекте, объяснить актуальность исследования и заинтересовать как зрителей, так и профессиональное жюри. В его состав в этом году вошли кандидат психологических наук, заведующий Научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Игорь Уточкин, победитель второго сезона Научных боев, выпускник магистерской программы «Физика» Александр Лукин, научный коммуникатор, старший копирайтер пресс-службы Сколтеха, доцент практики Университета ИТМО Ольга Добровидова, кандидат физико-математических наук, заведующий Научно-учебной лабораторией исследований спорта Дмитрий Дагаев и главный редактор научно-образовательного портала IQ.HSE Даниил Кузнецов.

Катя Петрова, координатор проекта «Научные бои: Вышка», студентка 3 курса ОП «Психология»

Катя Петрова, координатор проекта «Научные бои: Вышка», студентка 3 курса ОП «Психология»

Научные бои — крутая площадка для нескучных разговоров о науке. После выступлений спикеров всегда можно обсудить исследование с ними и с другими зрителями. Для спикеров же это возможность поработать над выступлениями с тренером и получить академический тревел-грант. У нас очень классная атмосфера на мероприятиях — все рады новым знакомствам и горят новыми знаниями.

Победителя Научных боев определило голосование. Лучшим исследованием зрители и жюри признали проект Марии Терсковой, посвященной теме «грязной» профессиональной деятельности. Исследовательница получит академический тревел-грант в 100 тысяч рублей.

Мария Терскова, выпускница магистерской программы «Социальная психология»

Мария Терскова, выпускница магистерской программы «Социальная психология»

Победе рада! Что удивительно — больше эмоций от участия и победы оказалось в первом туре. Наверное, это связано с тем, что тогда был живой зал, с реакциями, эмоциями, и так далее. Поэтому там словно все происходило реальнее, больше эмоций вызывало. Самым тяжелым стал первый этап, потому что сложно преподносить информацию не академической структурой, а понятной и доступной для всех. Но тут большое спасибо нашему тренеру Оле, которая открыла мне новый мир, и к финалу мне уже гораздо проще было писать свой текст. И еще сложно следить за трясущимися коленками и руками, особенно в первый раз.