• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мост между наукой и обществом: в Вышке прошел IV Российский форум по научной коммуникации

Мост между наукой и обществом: в Вышке прошел IV Российский форум по научной коммуникации

© Андрей Горячев / Высшая школа экономики

С какими вызовами сталкиваются сегодня научные коммуникаторы в России? Какие уроки они извлекли из пандемии? Ответы на вопросы о популяризации науки искали журналисты, ученые, сотрудники вузов и представители госорганов. Впервые форум по научной коммуникации состоялся в Высшей школе экономики.

Площадкой для спикеров стал корпус Вышки на Покровском бульваре — отсюда велась онлайн-трансляция для зрителей, а также некоторых выступающих. Университет принимал гостей в качестве обладателя Гран-при премии «Коммуникационная лаборатория», завоеванной в прошлом году. Форум прошел в партнерстве с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования (АКСОН).

«Форум стал важной и нужной традицией, — отметила в своем приветственном слове Александра Борисова, экс-президент и соучредитель Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН). — Коммуникация в науке никогда еще не была такой важной и заметной. Я желаю всем плодотворного полезного обмена информацией, полезных знакомств и, будем надеяться, на следующий год мы встретимся уже в другом формате».

Пленарное заседание: коммуникаторы и исследователи

Открывшее форум пленарное заседание было посвящено теме «Какие коммуникации нужны науке». Спикеры рассказали об актуальной повестке в сообществе и ответили на вопросы: как они оценивают текущее положение дел с научной коммуникацией, какие вызовы сегодня стоят перед теми, кто строит мосты между наукой и обществом, и что нужно сделать для этого, чтобы инфраструктура научных коммуникацией могла дать достойный ответ на эти вызовы.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина поделилась, какие вопросы ведомству пришлось решать в эпоху коронавируса. А также рассказала о глобальных вызовах, которые сегодня стоят перед академическим сообществом. Среди них заместитель министра выделила: долгое отсутствие системного подхода к вопросу популяризации науки, отсутствие единого центра, которому была бы отдана эта роль, и «некоторую инертность в отношении использования новых каналов донесения информации до потребителя».

Елена Дружинина, Министерство науки и высшего образования РФ
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

По мнению директора по связям с общественностью НИУ ВШЭ Андрея Лаврова, главный вызов для сообщества сегодня — это выход научной коммуникации из нишевой среды содержательно в плоскость более широкую.

В этом году мы прекрасно видели, что внимание широкой общественности приковано к научными проблемам, и от корректности понимания и правильности интерпретаций этих проблем зависят жизни людей и их благосостояние

Как подчеркнул Андрей Лавров, сегодня научные коммуникации не являются исключительно интерпретацией коммуникатором научного результата, полученного ученым. «Это довольно узкое понимание научной коммуникации. Сегодня нам всем нужно думать над тем, как в той самой научной коммуникации обеспечить двустороннюю связь, — отметил директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ. — Университеты научились рассказывать просто, ярко, понятно и интересно на доступном аудитории языке о научных результатах, эта высота взята, но следующий основной вызов для коммуникаторов — это научить ученых более чутко реагировать на запрос общества и обеспечить обратную связь».

Андрей Лавров, НИУ ВШЭ
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Своим видением ситуации поделились и ученые. Профессор, член-корреспондент РАН Юлия Горбунова призналась, что считает главной задачей коммуникатора объяснить и убедить ученого в необходимости коммуникации.

Юлия Горбунова, профессор РАН, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИОНХ РАН и ИФХЭ РАН

Юлия Горбунова, профессор РАН, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИОНХ РАН и ИФХЭ РАН

Для себя поняла четыре главных аргумента, как убедить ученого (в необходимости коммуникации - прим. ред.). Во-первых, популяризация науки нужна в образовательных целях: для детей и студентов и, в целом, для общества. Проблема заключается в том, что сейчас очень много информации, не всегда правдивой и научно обоснованной. Одна из очень важных задач — объяснить обществу элементарные вещи, которые помогают развитию здорового образа жизни и пониманию того, что вообще происходит, в условиях коронавируса это очень важная вещь. Вторый аргумент — нужна коммуникация внутри между учеными, ведь они часто разговаривают на разных языках, а в это время наука становится все более и более междисциплинарной. И я думаю, что коммуникаторы могут развернуть ученых лицом к лицу. Третий — нужен разговор с властью, с представителями министерств. Четвертый — международная тематика в условиях санкций и непозитивного отношения к нашей стране.

Член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, директор Центра стратегических инициатив МИСиС Андрей Воронин рассказал, какую роль в научной коммуникации и популяризации науки играет государство.

 
Андрей Воронин, НИТУ «МИСиС»
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Как представитель университета скажу. Дети, которые приходят в университет, в своем ДНК имеют потребность делиться: сториз, инстаграм, фейсбук, при этом они очень умные, увлеченные. Наша задача — не потерять эту волну и найти помощников (для научных коммуникаторов, пресс-служб — прим.ред.) уже внутри вуза. Что можно и нужно делать (для развития научных коммуникаций — прим.ред.)? Мне кажется, сейчас основная задача — не мешать. В последние годы в России сформировалась потребность людей в проведении времени не только с радостью, но и с пользой для себя», — отметил Андрей Воронин.

Главный редактор научно-популярного интернет-издания N+1 Илья Ферапонтов рассказал, как изменилась ситуация в научной журналистике за последнее десятилетие: «Я помню, что 10-12 лет назад, когда тебе требовалось получить комментарий от российского ученого, нужно было как-то добираться до него самого (их было мало) и он чаще всего реагировал даже с агрессией на попытки что-то выяснить и узнать. Сейчас ситуация разительно поменялась, у нас появилось множество проектов и структур, которые помогают получать информацию о том, что происходит в российской науке.». Но также он обратил внимание на то, что количественная гонка за пресс-релизами может привести к снижению качества информации, которую научные коммуникаторы выносят в публичное поле.

Тематические сессии: от вовлечения в науку до новых форматов коммуникаций

После пленарного заседания на форуме открылось несколько тематических сессий. Спикеры и гости обсуждали разные аспекты научной коммуникации: от проблем популяризации знаний о климате и вовлечении населения в науку до взаимодействия профессионалов медицины и журналистики и новых форматов digital-коммуникаций.

Так, круглый стол «Продвижение науки. Университетские медиапроекты против научпоп-СМИ: партнеры или конкуренты» собрал представителей университетских медиа и научных изданий.

Главный редактор новостного портала ИТМО NEWS Елена Меньшикова ответила на вопрос: зачем вузу свое СМИ. «Для самого вуза — это еще один бренд, который обеспечивает продвижение всего университета, это трансляция экспертизы напрямую, без взаимодействия со СМИ. Лично для нас, портала, статус СМИ дает право быть в правовом поле полноценными участниками экосистемы медиа».

Татьяна Небольсина, главный редактор журнала «За науку», выросшего из внутриуниверситетской газеты МФТИ, поделилась наиболее успешными кейсами по работе с научно-популярными релизами. По ее словам, выстреливают релизы, которые массовым сознанием из исследовательских преобразуются в сказочные.

Один релиз был посвящен тому, что ученые синтезировали вещество с противораковой активностью на основе соединений, выделенных из семян петрушки и укропа. Второй был про моделирование с помощью лазера ядерных взрывов по уничтожению астероидов. Третий - с самым большим количеством перепечаток: физики обратили время вспять с помощью квантового компьютера

О миссии корпоративного медиа Вышки говорил главный редактор IQ.HSE.RU Даниил Кузнецов: «У IQ.HSE очень важная роль внутри самой Вышки: рассказывать о наших реальных научных достижениях. Специфическая особенность IQ.HSE — портал долгое время оставался сугубо гуманитарным и популяризировал гуманитарные работы ученых Вышки (условно я отношу к ним экономику и социологию). И в этом по сути и была уникальность IQ.HSE, которую нужно сохранять, — продвижение гуманитарных статей. Но, с другой стороны, нам нужно показывать, что в Вышке очень много естественных наук, и я пытаюсь перейти к этому и использовать инструменты, которые будут способствовать продвижению естественных наук в большей степени».

На сессии «Как растить научных коммуникаторов и журналистов, где брать и чему учить» обсудили преимущества и недостатки существующей системы подготовки кадров в области научной коммуникации и научной журналистики, запросы рынка и возможности роста. Директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дарья Денисова рассказала о первой в России магистерской программе по подготовке научных коммуникаторов. Юлия Позднякова, руководитель Управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН, поделилась опытом преподавания научной журналистике в МГУ: «Я учу третьекурсников, которые в теории уже узнают про жанры, что-то умеют писать, и моя задача — рассказать им, как эти знания адаптировать под конкретную тематику. В рамках курса у меня два блока: с одной стороны, я провожу практические занятия, мы берем реальные тексты и пробуем писать с ними научные новости, с другой, я рассказываю, как работает наука, о методах научного исследования».

Глеб Черкасов, заведующий Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ, признался, что главной проблемой образования в СМИ является то, что «медиазнания сегодня устаревают очень быстро». Поэтому, по его мнению, нужно учиться всегда:  «При этом есть какие-то постоянные вещи: они как камешки на дне ручья, по которым можно вброд перейти реку и не утонуть. Это, безусловно, умение владеть русским языком, личные контакты, четкое понимание того, что вы хотите рассказать и сделать, и важнейший момент — понимание того, что не существует, на мой взгляд, никакой отдельной научной коммуникации и научной журналистики, это часть общего информационного процесса».

Если не сделать научную информацию доступной и адекватной для всех, кто в этом заинтересован, боюсь, через 20 лет сторонники плоской Земли и происхождения людей от инопланетян будут брать университеты штурмом и выкидывать людей на улицы

На специальном мастер-классе ведущие подкаста IQ.HSE «Ворона на проводе» записали метаподкаст с создателем одного из самых популярных научных подкастов о космосе «Теория большой бороды» Антоном Поздняковым. Разговор подкастеров о создании подкастов станет очередным выпуском  «Вороны на проводе». Антон считает, что в России подкасты по-прежнему остаются нишевым продуктом, хотя и начинают набирать обороты. Сам он пять лет занимался этим как хобби, прежде чем подкасты стали приносить доход: «Нет особых секретов успешности, я делаю то, что мне нравится, разговариваю только с людьми, которые мне нравятся».

В завершение форума прошла церемония вручений премий Rusnano Russian Sci&Tech Writer of the Year и «Коммуникационная лаборатория 2020». Обладателем Гран-при «Коммуникационная лаборатория 2020» стал Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». В этом университете в следующем году пройдет V Российский форум по научной коммуникации. Малый гран-при получил Иркутский планетарий. РХТУ им. Д.И.Менделеева занял первое место в номинации «Эффект присутствия» — за лучшее продвижение ученых в медиа. За лучшие практики в сфере офлайн-коммуникации в номинации «Эксперимент» награжден Институт прикладной физики РАН. СПбПУ занял первое место в номинации «Сверхтекучесть», присуждаемой за эффективное управление собственными каналами коммуникации. Полный список призеров и победителей.

Ольга Добровидова, АКСОН
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В заключение Ольга Добровидова, старший копирайтер пресс-службы Сколтеха, врио президента АКСОН отметила: «Форум в очередной раз подтвердил, что активное и живое сообщество научных коммуникаторов в России развивается, профессионалы в этой области готовы делиться лучшими практиками и вместе решать насущные проблемы, а признанные лидеры отрасли — и ВШЭ не стала исключением — год за годом повышают ожидания от уровня организации и дискуссий».