• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»: в HSE ART GALLERY открылась необычная выставка

«Соник-фикшн: проектируя звучащие миры»: в HSE ART GALLERY открылась необычная выставка

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Средний ярус Ноева ковчега, утопия о счастливом сосуществовании всех форм жизни, вселенная тиндер-дейтинга — новая экспозиция превратила HSE ART GALLERY в звуковой театр, микс вымышленных и реальных миров, куда посетители попадают с помощью звука. Авторы уникальной саунд-выставки «Соник-фикшн: проектируя звучащие миры» — студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ (профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн» при участии студентов других профилей), а также известные российские и зарубежные художники. О концепции экспозиции, своей работе, звуке и нейросетях участники и кураторы рассказали новостной службе портала.

Стас Шарифуллин, куратор выставки, руководитель магистерского профиля «Sound Art & Sound Studies»

Разрабатывая тему экспозиции, мы начали думать, что происходит с пространством, когда звук его заполняет, и решили, что оно меняется полностью.

То есть благодаря саунду мы можем запрограммировать пространство таким образом, чтобы человек закрыл глаза и ощутил себя в одной из странных — вымышленных или реально существующих — вселенных, которые придумали ребята

Кроме того, речь идет и о фантазийном потенциале звука: как он может работать с точки зрения ассоциаций, когда тебе не дают определенную картинку и ты уже понимаешь, как нужно думать, а когда можно самому думать и с помощью ассоциаций собрать собственную вселенную. Получается, что мы побуждаем людей фантазировать.

Стас Шарифуллин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Работа со звуком намного шире рамок современного искусства. Здесь нет никакого дополнительного порога входа, так как звук напрямую работает с телом. Можно относиться к нашей саунд-выставке по-разному: как к странной музыке, которую можно послушать на странной системе, как просто к какому-то интересному сенсорному опыту (я думаю, что сейчас сложное время и мало кому удается вот так просто прийти, погрузиться в себя, послушать какую-то речь). Но, в целом, не так много выставок сегодня, которые посвящены исключительно звуку. Поэтому у нас можно еще и ходить по залам и слушать, как каждый из авторов реализовал идею многоканальной звуковой системы, то есть как он заполняет пространство своей работой.

В выставке участвуют студенты бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, причем не только те, кто учатся на саунд-направлениях. Мы очень удивились, что они пришли и сделали работу такого уровня, они большие молодцы. Еще здорово, что на слепом прослушивании порой было сложно отличить, где работа студента, а где опытного художника. И я считаю, что это очень большой успех, и мы, как люди, которые научили их этому, должны тоже чувствовать определенную гордость, хотя сильно гордиться, конечно, не стоит.

Софья Афанасьева, автор «3-5-5-3-9-9», 4 курс, студентка профиля «Дизайн и современное искусство»

Софья Афанасьева
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Я уже давно занимаюсь звуком: увлеклась им еще до того, как решила поступать в Школу дизайна, потому что постоянно находилась в среде музыкантов. Хотя я никогда не училась в музыкальной школе, нигде не училась музыке, просто однажды купила медиаклавиатуру. В последний год у меня появилось много разных записей и понимание, как именно я хочу работать со звуком. Поэтому выставка показалась мне отличной возможностью попробовать себя в новом формате: я играла лайфы несколько раз, но экспозиция — что-то такое более классное на стыке музыки, саунда и современного искусства.

Когда я увидела тему выставки еще на этапе Open Call (реальные и воображаемые миры), у меня возник миллион идей разных вселенных, но я подумала, что нужно сделать не самое очевидное. Поэтому моя работа «3-5-5-3-9-9» посвящена миру человека с ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством). Это мой знакомый, реально существующий, за которым я наблюдала.

Его жизнь состоит из маленьких, даже незаметных ритуалов: чтобы закрыть окно, ему нужно дернуть ручку девять раз, чтобы открыть кошелек — три раза застегнуть и расстегнуть молнию. Увидев это повторение, ритуальность, я связала их со звуком

Получился такой ритм из этих повторяющихся действий, который создает его как бы вымышленный и одновременно реальный мир, без этого он не может существовать.

Участие в любых выставках очень полезно именно для расширения круга контактов. Мне, например, оказалось интересно пообщаться со студентами направления «Саунд». Кроме того, я приобрела и технические знания: у меня было четыре встречи со звукотехником, который рассказал мне много о звуковой теории, частотах и т.д. Для меня это очень полезный опыт.

Ольга Зубова, кураторка выставки, 1 курс,  студентка магистерской программы «Практики современного искусства» (профиль «Sound Art & Sound Studies»)

Ольга Зубова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Мы часто говорим об утопиях и антиутопиях: это классическая форма, которая, как правило, воплощается в тексте, изображениях и т.д. Но меньше всего мы говорим о звуке [вымышленных миров], поэтому здесь нам было важно перевести внимание зрителей именно на него.

Звук важен: он играет огромную роль в нашей жизни, мы окружены им 24/7, мы постоянно что-то слышим, мы никогда не существуем в беззвуковом пространстве

На нашей выставке этот акцент на звуке становится максимальным, а все визуальное минимизируется, насколько возможно. Обычно мы слышим звук в стерео-формате, а здесь он занимает собой все пространство и погружает тебя в определенную среду. Этот опыт погружения классный, он уникальный. Я помню, что когда впервые в жизни я слушала пространственный звук, я улетела. Сидела в огромном пространстве Александринского театра, где было не меньше 60 колонок, и не понимала, где я нахожусь, что со мной происходит, это был настолько сильный опыт и переживания. Здесь, в HSE ART GALLERY, мы демонстрируем, как могут сосуществовать пространство и звук. Плюс у нас тут необычная система: классическая восьмиканальная, но расположение колонок непривычное: специально для этой выставки создавалась целая экосистема.

Это мое первое кураторство, и моя часть работы заключалась в написании концепта, идеи, текстов, это то, с чем мне уже приходилось работать. Но, в целом, взаимодействие с художниками, другими кураторами, организаторами выставки, оказалось ново и познавательно. Ведь хоть мы и разделили задачи, все кураторы были задействованы на каждом этапе работы.

Lisokot (Варя Павлова), автор I WANT/I HAVE TO SHARE MY LIFE WITH YOU, певица, художница и поэтесса

Леша Попов и Варя Павлова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Все началось с того, что мы с коллегами в прошлом году начали Экспериментальную оперную лабораторию «ЭОЛА». В ее рамках коллектив лаборатории медиаарта и технологий «Киберчайка» разрабатывал и обучал нейросети моему голосу. Несколько часов data (пение песен, свободная импровизация, пропевание фонем и т. д.) обрабатывались алгоритмом. Этот процесс натолкнул меня на мысли не просто о будущем музыки, а о взаимодействии артиста и инструмента. Поэтому я решила одушевить своего партнера, сделать нейросетку равным себе артистом, и создать с ней полуимпровизационную пьесу, звуковой диалог.

Понятно, что сознанием нейросеть не обладает, но, как в древние времена, когда люди не понимали, с чем имеют дело, они это одушевляли, обожествляли, я примерно то же пыталась сделать в своей работе

Кстати, когда мы получили результаты обработки алгоритмом моего голоса, мы шутили: нейросеть считала мой характер и начала звучать похоже на меня. Наверное, совпадение, но это интересно в концепции моей работы одушевления нейросети.

Леша Попов, участник лаборатории «Киберчайка»

У нас было задание: сымитировать голос с помощью нейросети. Звучит просто, но на самом деле это сложный процесс, им надо заниматься еще, наверное, 100 лет, и все равно не получится идеально похоже. Дело в том, что в человеческом голосе невероятно много информации, и на самом деле мы только начали раскапывать, что в нем есть. Нам нужно было получить голос похожий на Варин, чтобы были слышны черты ее характера, тембр – черты материала, который она нам спела.

За время этой работы у нас получилось как минимум три версии нейросети, которые по-разному работали. Если первый вариант был похож только интонацией, то второй передавал интересную эмоцию. В то же время третий вариант оказался похож в целом, но нейросеть пела какую-то ерунду. У нас сложился ансамбль по-разному несовершенных копий Вари, которые живут сами по себе и сами по себе пытаются что-то сделать. Нам очень интересно, что получится дальше, поэтому мы будем продолжать работу над проектом.

Андриеш Гандрабур, куратор выставки, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Андриеш Гандрабур
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Быть здесь, на нашей выставке, лучше с закрытыми глазами. Или хотя бы иногда позволять себе закрывать глаза - и отслаиваться от этого пространства. Рекомендую посетителям не останавливаться, не сидеть на месте, потому что это не та экспозиция, где вы просто сидите и слушаете. Это скорее путешествие, маршрут, потому что у вас все время изменяется угол зрения или угол ощущения этого акустического мира. Здесь воздух заполняется различными частотами, и вы попадаете в разные миры в каждом произведении. А попадая в новый мир, вы же не будете стоять на месте? Скорее всего, вы будете его исследовать, проложив какой-то маршрут. Поэтому я предлагаю нашим гостям ходить, слушать, присаживаться, когда устанете, и снова ходить. И так обойти все звуковые залы. Также мне кажется, здесь нужно поменьше говорить Кроме того, если нашим зрителям хочется обсудить что-то, у нас есть третья комната, не звуковая: там собрана подробная информация об истории подобных саунд-форматов.

Расписание выставки

Вам также может быть интересно:

«За 4 года студенты превратились в серьезных полноценных авторов»

Восемь выпускников 2021 года бакалаврского профиля «Дизайн и современное искусство» Школы дизайна Вышки представили собственные проекты на выставке Diploma21, недавно открывшейся в HSE ART GALLERY. Каждая инсталляция — итог целого года работы художников, которые размышляют на различные темы, исследуют, критикуют, выстраивают особый язык общения.

«Деликатный фрактал»: как выглядит в будущем наше настоящее

В декабре в HSE ART GALLERY открылась выставка сооснователя Школы дизайна НИУ ВШЭ Протея Темена «Деликатный фрактал». Представленные объекты, графика, видео и мультимедийная инсталляция — часть большого проекта «Внутренняя школа открытых исследований», в котором художник изучает тонкие связи и пересечения между наукой, случайностью момента и поэзией повседневности. Экспозицию можно посетить до 6 февраля 2022 года.

«Человек уставший»: в HSE ART GALLERY открылась новая экспозиция

С 8 октября по 14 ноября в пространстве галереи проходит ежегодная выставка работ студентов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ (кураторы: Александра Кузнецова, Юлия Юсма, Диана Мачулина). Тема экспозиции — усталость, которая стала для человека способом отношения к действительности. Авторы предложат зрителю мультидисциплинарное исследование современного состояния людей и общества. Новостная служба портала побывала на открытии выставки и познакомилась с ее участниками.

Кадры из семейного архива и пазлы-натюрморты: Школа дизайна стала участницей Cosmoscow

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow прошла в сентябре в Центральном Манеже. В ее рамках представили свои работы шесть выпускниц и одна студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ. Их куратором на этой выставке стала директор HSE ART GALLERY Юлия Юсма.

О еде и доме: в HSE ART GALLERY открылась выставка преподавателя Школы дизайна

«Еннале» — самая большая и самая личная выставка руководителя направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ Алексея Рюмина. В HSE ART GALLERY художник представил более сотни напечатанных на 3D-принтере объектов: околоархитектурных (рамки, дверные проемы, окна, паутины) и их обитателей — эмоджи-коты, кони, курьеры, ангелы и матрешки. О концепции экспозиции, славянской избе и матрешках  — в материале новостной службы портала.

Выставка плакатов биеннале «Золотая пчела» открылась в HSE ART GALLERY

Работы посвящены 100-летнему юбилею Баухауз и ВХУТЕМАС — двух главных художественных школ ХХ века, ставших колыбелью европейского и русского авангарда и мирового дизайна. Авторы плакатов, которые можно увидеть в HSE ART GALLERY до 1 ноября, вошли в список номинантов биеннале.

В HSE ART GALLERY открылся третий выставочный сезон

Возвращение из дистанта в привычную офлайн-жизнь галерея отметила выставкой «СЕЙЧАС», которая открылась накануне. На экспозиции свои дипломные проекты представили девять выпускников образовательной программы «Дизайн» профиля «Дизайн и современное искусство».