• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучшие преподаватели и лучшие студенты – два обязательных компонента успеха образовательной программы»

«Лучшие преподаватели и лучшие студенты – два обязательных компонента успеха образовательной программы»

© iStock

На кафедре менеджмента инноваций в Вышке уже не первый год успешно реализуется магистерская программа «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Академический руководитель программы Татьяна Строганова рассказала об особенностях, преимуществах и результатах работы программы, а также ее студентах и выпускниках.

Расскажите, пожалуйста, о вашем карьерном пути. Как вы пришли к инноватике и высшему образованию?

Будучи юристом по первому основному образованию, точно могу сказать, что никогда не ставила перед собой такую цель – заниматься инновациями, да еще и в университете. Но, чем бы я ни занималась в своей жизни, будь то госслужба, или общественная деятельность, или институты развития, или собственный бизнес – всегда было что-то новое, что-то только начинающееся, что-то требующее обновления, перезапуска, нового видения, нового старта. Когда ты погружен в какое-то дело, ты же не думаешь о нем в терминах: «ага, это сфера инноваций, это еще один пункт твоего карьерного маршрута». И по прошествии времени, особенно если тебя кто-то спрашивает вот именно в таком ключе, понимаешь, что это действительно тенденция. А если подняться на еще более высокую ступень обобщения, то окажется, что все случайности вовсе не случайны, они выстраиваются в довольно прямой и очень логичный путь. И, являясь тем, кем являешься сейчас, ты просто обязан в какой-то момент прийти не просто к образованию, а к образованию в области инноватики и предпринимательства.

Для чего была создана программа «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»? Что она для вас значит?

Как рассказывает Евгений Савеленок, доцент нашей кафедры, стоявший у истоков создания магистратуры по инноватике, идея программы изначально состояла в том, чтобы «докручивать» технарей менеджерскими компетенциями. Соответственно, целевую аудиторию программы в первые несколько лет составляли менеджеры и специалисты инновационных компаний и организаций, имеющие естественнонаучное или инженерное  образование и заинтересованные в развитии карьеры руководителя. Со временем все стало тоньше и разнообразнее, на программу сейчас уже поступают вчерашние бакалавры гуманитарных направлений подготовки, имеющие сильное проектное портфолио.

Но суть программы остается неизменной: мы готовим «инновационный спецназ» – специалистов и руководителей инновационных проектов и процессов в различных отраслях и секторах экономики

Тех, кто видит картину целиком, кто умеет действовать в ситуации полной неопределенности, кто может собрать и сплотить команду из диаметрально противоположных типов людей, например, гуманитариев и технарей, кто способен организовать с нуля и довести до успеха разработку нового продукта или технологии, внедрить их в бизнес-процессы крупной компании или вывести на рынок новый стартап.

Каких успехов удалось добиться программе за минувшие несколько лет? Как она развивалась и менялась?

Программа довольно сильно изменилась с момента ее создания. В первые годы ее существования набор составлял менее 10 человек, теперь мы набираем каждый год около 50 человек, 25 из которых поступают на бюджетные места. В прошлом году конкурс составил почти 7 человек на место. В приемной кампании, которой уже несколько лет руководит Надежда Мангутова, задействована вся команда кафедры, многие наши преподаватели, студенты, выпускники и партнеры. Мы настроили систему отбора так, что к нам поступают по-настоящему мотивированные и проактивные студенты. Они требуют к себе особого внимания и отношения, в первую очередь это касается качества знаний.

Программа стала по-настоящему прикладной и практико-ориентированной. Проведена большая работа по подбору преподавательского состава: более 80% преподавателей – практики, высококвалифицированные специалисты и эксперты, которые совмещают основную работу и преподавание. Мы считаем, что лучшие преподаватели и лучшие студенты – это два обязательных компонента успеха образовательной программы. Спасибо Вышке за то, что мы можем себе это позволить.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий студент этого направления?

Гибкость и критичность мышления, внимание к деталям и умение видеть bigger picture, уважение к людям и стремление к новому, смелость не только в том, чтобы взяться за решение проблемы, но и в том, чтобы отвечать за результат – вот слагаемые успешного управления в области инноваций.

Наши абитуриенты обычно уже имеют значительный опыт проектной работы. Мы внимательно присматриваемся к будущим студентам, ведь им на два года (а иногда и на всю жизнь) придется стать единой командой, выполнять как учебные, так и реальные проекты, поддерживать инициативы друг друга, работать плечом к плечу. Это не просто слова – так работает наша программа, так о ней говорят сами выпускники. Недавно услышали от абитуриента такую фразу: «Мне сказали, что ваша программа круче любого MBA».

Скажите, есть ли в других вузах похожие программы? Какие преимущества у программы вашей Кафедры по сравнению с ними?

Похожие программы есть в других вузах Москвы и регионов. Наверное, руководитель каждой из них скажет, что его программа – лучшая. Уверены, так и есть. При этом у каждой программы своя специфика – кто-то делает акцент на подготовке специалистов для венчурного рынка, кто-то для управления в науке.

Преимущество нашей программы – в ее широте и универсальности. Целевую аудиторию составляют люди разных направлений подготовки и разных профессиональных устремлений

И, повторюсь, мы готовим «инновационный спецназ». Мы единственные на рынке, кто поставил себе такую планку и старается держать ее уже долгое время. Косвенное подтверждение тому, что наша команда справляется с этой задачей – топовая позиция в рейтинге лучших предпринимательских программ 2021 года по версии Интерфакса.

Есть ли интересные проекты, которые были созданы вашими студентами или выпускниками, воплощены в жизнь и способствуют лучшему функционированию какой-то конкретной компании?

Наши студенты и выпускники работают в таких компаниях, как Аэрофлот, РЖД, ОАК, принимают активное участие в разработке и реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием. Помимо этого, они развивают экосистему предпринимательства и инноваций в стране, создают новые компании и технологии – все они на своем рабочем месте ежедневно вносят значительный вклад в развитие сферы своих профессиональных интересов.

Из выпускников первых лет хочется отметить Александра Атаманова и его проект летающего мотоцикла HoverBike (выставлен сейчас на авиасалоне МАКС), Алину Акиньшину и возглавляемый ею «Онлайн-патент», быстро растущий стартап, работающий с ведущими российскими и международными компаниями в сфере защите интеллектуальной собственности.

О многих выпускниках программы и их успехах мы регулярно пишем у нас на сайте и в соцсетях. Вот, например, материал о двух кейсах «Стартап как диплом» с защиты выпускных квалификационных работ в этом году.

Нам кажется очень интересной идея «Мастерской русского хайтека» – цикла образовательных мероприятий, проводимого в рамках научно-исследовательского семинара программы. Расскажите, пожалуйста, подробнее о мастерской.

Главная идея – встреча «без галстуков» с неординарными представителями инновационного бизнеса для разговора об изнанке профессии менеджера инноваций. Есть бои без правил, а есть вопросы без оглядки – это главная особенность «Мастерской русского хайтека». Ее «начальник» – Евгений Савеленок, руководитель НИС, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе. 

Овладеть в полной мере той или иной профессией невозможно без практики. Скажите, с какими компаниями и корпорациями сотрудничает ваша кафедра, чтобы обеспечить эту практическую составляющую программы?

Практика – это стержень программы на протяжении всей учебы. Вся практическая работа абсолютно реальна: это не разбор учебных кейсов, а, как правило, «разведка боем».

В этом году наши студенты в рамках программы «Бизнес-инкубатор БиоМедТех», реализуемой кафедрой совместно со «Сколково», вошли в команды сложных научно-технических проектов в области медицины и фармакологии, один из проектов ожидает инвестиции для дальнейшего развития.

В прошлом году студенты самостоятельно составляли кейсы инновационного развития крупнейших российских компаний

Производственную практику наши студенты проходят в таких структурах как Росморпорт, «Аэрофлот», правительство Москвы, Технополис «Москва», SAP, «Нейронет», РАН и т. д.

Расскажите о выпускниках программы. Поддерживают ли они связь с кафедрой, где чаще всего они работают после выпуска, может кто-то продолжает свой путь в науке?

Подавляющее большинство выпускников остается на связи с кафедрой. Ребята сами создали сообщество в Telegram, там уже более 100 участников, которые вовлекают и друг друга, и кафедру, и наших преподавателей в различные инициативы и проекты. Помимо этого, выпускники помогают в приемной кампании, возвращаются в качестве преподавателей-практиков к нам на кафедру и работают с бакалаврами на наших майнорах по предпринимательству.  С 2019 года выпускники входят в состав государственной экзаменационной комиссии по приемке выпускных магистерских диссертаций.

Что бы вы сказали будущим студентам программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», какой бы совет дали?

Вчера уже нет, завтра нет еще, сегодня – единственное время подать заявление в магистратуру по инноватике. Приходите, ждем!