• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качество вуза, успеваемость и опыт работы во время обучения — важные сигналы на рынке труда

Качество вуза, успеваемость и опыт работы во время обучения — важные сигналы на рынке труда

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Высшее образование обеспечивает более высокую заработную плату и существенно снижает риск безработицы. По оценкам Всемирного банка, дополнительный год высшего образования в России приносит отдачу в 8%. При этом важными факторами, обеспечивающими успех на рынке труда, являются качество вуза, направления подготовки и индивидуальные стратегии учащихся. Об этом рассказал старший научный сотрудник и заместитель заведующего Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктор Рудаков в ходе открытой лекции «Как и где учиться, чтобы быть успешным на рынке труда?».

Как наличие высшего образования, качество вуза, успеваемость и занятость во время обучения влияют на успешную карьеру и заработную плату в самом начале трудового пути — этой теме была посвящена открытая лекция Виктора Рудакова. 27 июля он пообщался с участниками Математического лагеря ФЭН MathBootCamp.

Экономическая отдача от высшего образования

В начале лекции спикер отметил, что существует две теории, объясняющие взаимосвязь между образованием и рынком труда. Первая — самая известная из них — теория человеческого капитала. Согласно ей образование производительно, потому что представляет собой инвестиции в человеческий капитал (ЧК): образование увеличивает его и производительность труда, что обеспечивает более высокую заработную плату.

Также есть теория образовательных сигналов. Это альтернативная точка зрения, которая говорит, что образование не обязательно увеличивает производительность, но является неким сигналом на рынке труда, который позволяет выявить наиболее способных работников. «Я считаю, что права "слабая гипотеза" теории сигналов, которая суммирует в себе и первую, и вторую теорию, — подчеркнул Виктор Рудаков. — Согласно ей образование одновременно является и сигналом на рынке труда, и увеличивает производительность».

Далее Виктор Рудаков объяснил, какую экономическую отдачу приносит наличие диплома о высшем образовании. Он продемонстрировал слушателям график, представляющий собой оценку Всемирного банка о взаимосвязи одного дополнительного года образования и уровня оплаты труда.

Один дополнительный год высшего образования в РФ увеличивает вашу з/п на 8%. А средняя доходность по депозиту сейчас на уровне 4–5%

Соответственно, в высшее образование инвестировать выгоднее, и если вы будете учиться в бакалавриате 4 года, то ваша зарплата в среднем будет выше на 32%.

Таким образом, соотношение средних заработных плат меняется в зависимости от уровня образования. «Люди, которые имеют высшее образование зарабатывают в среднем более, чем в 1,4 раза больше, чем люди, которые не имеют его, — подчеркнул доцент ФЭН. — А, например, наличие среднего профессионального образования не приносит на данный момент существенной отдачи по сравнению даже со школьным образованием».

Спикер уделил время и другим характеристикам рынка труда — уровням занятости и безработицы. Так, у тех, кто имеет высшее образование, уровень безработицы в два раза ниже, чем у тех, кто получил только школьное образование.

«То есть получается, что высшее образование обеспечивает более высокий уровень занятости, более высокий уровень зарплаты и меньшую вероятность быть безработным. Выходит, что экономический смысл в получении "вышки" явно есть, — резюмировал Виктор Рудаков. — Да, государство существенно инвестирует в развитие среднего профессионального образования, оно очень сильно меняется в последние годы. Но пока по-прежнему учеба в вузе приносит лучший шанс на рынке труда, более высокий уровень зарплаты, занятости и т. д. Еще есть такой момент, что высшее образование в обществе ассоциируется с более высокой социальной траекторией».

Качество вуза имеет значение

Вторую часть выступления лектор посвятил рассказу о взаимосвязи конкретного университета, специальности, стратегий студентов и успешности выпускника на рынке труда. Эта часть основывается на исследованиях, проведенных совместно с Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ. Для начала он выделил четыре институциональные тенденции, которые влияют на отдачу от образования: демографические изменения (в период с 2008 по 2020 снизилась численность молодежи), переход к массовому высшему образованию, дифференциация его по качеству, концентрация качественного образования в узком сегменте ведущих вузов.

По словам Виктора Рудакова, концентрация качественного образования в узком сегменте ведущих вузов приводит к тому, что работодатели реагируют на сигнал о том, что человек окончил престижный университет. Таким образом, отдачу приносит не только высшее образование, в целом, но и качество конкретного вуза. Спикер поинтересовался, какие критерии повлияли на выбор абитуриентов среди слушателей. Ребята ответили, что при подаче документов в ВШЭ опирались на рекомендации родных и друзей, позиции университета в различных рейтингах, программы обучения и даже наличие удобного сайта. Виктор Рудаков, в свою очередь, посоветовал при выборе университета ориентироваться на мониторинг качества приема, статус вуза (участие в госпрограммах), рейтинги.

Качественный вуз обладает эффектом сообучения и социальных связей

«Очень важно, с кем вы учитесь, потому что окружение влияет на вас. Кроме того, после окончания вуза вы вместе со своими однокурсниками будете выходить на рынок труда, и наличие нетворкинга поможет найти работу — это тоже важный эффект качества вуза», — говорит Виктор Рудаков.

Учеба в качественном вузе влияет и на уровень заработной платы. Так выпускники наиболее качественных вузов зарабатывают на 20-30% больше тех, кто обучался в университетах низкого качества. Исследователи выявили, что вузы с самым высоким качеством приема демонстрируют и лучшие показатели выпускников на рынке труда.

Спикер отметил, что в отличие от развитых стран Европы, где основной мотивацией совмещения учебы и работы является финансовая, и люди совмещают учебу с работой не по специальности, в России значимая мотивация — приобретение опыта работы, который оценят работодатели после окончания вуза и работают студенты, как правило, по специальности. В российских условиях для многих профессий опыт работы в резюме выпускника является важным позитивным сигналом для работодателя. Исследования показали, что совмещение учебы с работой на старших курсах положительно влияет на заработную плату выпускников на начальном этапе карьеры.

Также лектор отметил, что существует взаимосвязь между успеваемостью и высокой зарплатой в будущем: по результатам исследования выпускников НИУ ВШЭ, успеваемость является важным предиктором высокой заработной платы после окончания вуза для студентов бакалавриата, при этом для студентов магистратуры такой взаимосвязи обнаружено не было. Во-многом, это происходит из-за того, что студенты магистратуры активно совмещают учеу с работой, что положительно влияет на их результаты на рынке труда после окончания, но отрицательно на успеваемость.

В завершение лекции Виктор Рудаков сделал основные выводы.

Виктор Рудаков, старший научный сотрудник и заместитель заведующего Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ, доцент факультета экономических наук

Виктор Рудаков, старший научный сотрудник и заместитель заведующего Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ, доцент факультета экономических наук

Несмотря на массовость высшего образования и его дифференциацию по качеству, оно все равно обеспечивает наиболее высокую заработную плату и существенно снижает риск безработицы.

В свою очередь, качество вуза — очень важный фактор. Выпускники ведущих вузов зарабатывают существенно больше — это не миф, это проверено на статистических данных — за счет того, что качество образования выше и, в значительной степени, за счет того, что это сигнал для работодателей о вашей потенциально высокой производительности.

Если мы говорим об оптимальной, с точки зрения последующих краткосрочных результатов на рынке труда, стратегии во время обучения, то нужно хорошо учиться в бакалавриате и затем в магистратуре стараться совмещать образовательную и карьерную траекторию.